Текстовая версия программы "Черным по белому"
Существует ли загробная жизнь? Каковы представления о потустороннем мире в различных религиях? Что говорит об этом Тора и иудаизм? В студии телеканала ITON.TV раввин, доктор Михаил Финкель. Ведущий - Александр Гур-Арье
– Здравствуйте, в эфире телеканала iton tv программа «Черным по белому». В студии я, ее ведущий – Александр Гур-Арье, и мой постоянный гость доктор Михаил Финкель, раввин. Михаил, здравствуйте.
Михаил Финкель
– Здравствуй, Александр.
Александр Гур-Арье
– Михаил, сегодня я хотел бы поговорить об интересном вопросе. Существует ли загробная жизнь и как ее понимает иудаизм? Отличается ли представление о загробной жизни в иудаизме, от представления о загробной жизни, в христианстве?
Михаил Финкель
– Это очень хороший вопрос. Давайте попытаемся разобраться в этой теме. Евреи вышли из Египта, и если мы сначала проанализируем древнеегипетскую цивилизацию, то вся работа и культура была основана на культе мертвых. Одна из основных книг основополагающих древнеегипетской цивилизации, была книга мертвых, всю свою физическую жизнь здесь, древние египтяне готовились к переходу в другой мир. От фараона, самого высокого, который умирал и вместе с ним убивали тысячу рабов, животных и клали сокровища его в гробницу, до простого человека, последнего раба в Египте. Все было зациклено на том, как оно будет там.
Александр Гур-Арье
– То есть здесь мы – временно?
Михаил Финкель
– Да, мы здесь, «как в предбаннике», основное – это там. Огромные тома, фолианты, стены исписаны нетленными красками, рецепт которых до нашего времени не раскрыт, это все подготовка к тому как будет после смерти. Также, как и муминизация тел, каким чудесным образом они сохраняются и т.д. И вот Тора – первая монотеистическая книга народа, вышедшего из Египта, примечательно, в чём парадокс почему нет ни одного упоминания во всех библейских книгах о том свете.
Александр Гур-Арье
– Хотя считается, что Моисей во многом подчерпнул свои знания от египетских жрецов.
Михаил Финкель
– Да. И более того, будучи принцем египетским, получил высшее образование не только светское, но теологическое египетское.
Александр Гур-Арье
– То есть – закончил духовную семинарию?
Михаил Финкель
– Безусловно. Возвращаясь к библейским рассказам, в них идет полное отторжение и обратное, тому, что есть в загробном мире. Дошло до того, что где-то через полторы тысячи лет после исхода из Египта появилась еврейская секта саддукеи. В которой утверждали, что того света нет, как и загробного мира, это все миф. Почему? Потому что этого нет в библии.
Александр Гур-Арье
– То есть, они были материалистами?
Михаил Финкель
– Да, но верили в бога. То есть бог – есть, но с телом человек умирает. Они даже не верили в книги пророков, где предсказано воскрешение из мертвых.
Александр Гур-Арье
– Человеку в это трудно поверить, в то, что после смерти ничего нет.
Михаил Финкель
– Да, это очень тяжёло. Мне вспоминается великий пророк нашего времени Владимир Семёнович Высоцкий, который написал: «Мы многое из книжек узнаем, а истину передают из уст». Иудаизм основывается на том, что есть эти книги – Торы, но это – канва, это основа, а как их трактовать есть множество приданий.
Устные объяснения пророков говорят о том, что загробный мир существует. Но чтоб отойти от всего языческого, от всего древнеегипетского, не было на этом зацикленности. Потому что мы посланы в это мир богом, чтоб жить, соблюдать заповеди, делать добро, помогать ближнему, любить друг друга. И не нужно думать о том, что будет после, это решит бог, поэтому в книгах пророков и Тора это не было записано, но это есть. И то, что я расскажу далее, взято из книг, не вошедших в корпус 24 книг Ветхого Завета.
Первое, что ощущает человек, после рождения – это руки матери, руки близких. Так и уходя из мира, человек видит: отца, мать, самых близких. Он никогда не один. Интересно, что многие люди, которые находились на грани жизни и смерти, описывают одинаковую картину. Они видят длинный коридор, свет в конце тоннеля, красивых и молодых родных и близких. Это райский сад, умиротворение, и нежелание возвращаться. Многие рассказывают, что видели, как проходила операция, парилинад своими телом.
Александр Гур-Арье
– Это не зависит от того, к какой конфессии они принадлежат?
Михаил Финкель
– Нет. Рай один на всех. Поэтому когда человек умирает, его встречают родные. Понятие чистилища, о котором говорят христиане, в иудаизме отсутствует. Есть рай и ад, а также суд. Сразу после смерти человека, ангел смерти забирает душу, потом встречают родные и близкие и готовят к суду. Они пытаются оправдать умершего. Возможно грешил, либо был вынужден. Начинается суд, есть три фазы так называемого суда душ: судит бог, верховные архангелы и души праведников. Они судят все мысли человека, все сказанные слова и действия. Если больше хоть на одно действие добра, человека отправляют в рай, он называется праведником. Бог прощает все плохое. Если же больше зла, человек называется злодеем и идёт в ад. Если одинаково, то предоставляется возможность это исправить, разными способами.
Александр Гур-Арье
– А что же говорят острашном суде, после воскрешения из мертвых?
Михаил Финкель
– По пророчеству Изекиля, будет воскрешение из мертвых и великий страшный суд – мессия. Но два раза души не судят. Талмуд даёт ответ на этот вопрос, он очень интересный. После смерти индивидуума бог судит каждого, каждую душу. А когда придет мессия, бог будет судить народы. То есть это будет общий суд.
Александр Гур-Арье
– Коллективная ответственность?
Михаил Финкель
– Да. И например, Талмуд описывает, что сегодня нет римского народа, но он появится во время мессии. Бог спросит у народа, как он вел себя, что делал. Бог будет награждать праведников и наказывать злодеев.
Далее, когда мы говорим об аде в иудаизме, у христиан есть понятие вечного ада. В Торе описано, что вечного ада для среднего человека нет. Есть 11 месяцев после смерти, когда есть ад для грешника, после этого душа поднимается в рай. Поэтому евреи читают Кадиш, поминальную молитву, которая помогает умершему не мучаться в аду, облегчить страдания.
Александр Гур-Арье
– То есть, даже если человек был грешником, он через 11 месяцев избавится от своих грехов?
Михаил Финкель
– Да, грешный человек находится не больше 11 месяцев в аду, за это время его душа очищается. В Талмуде есть удивительное объяснение о том, что такое ад, это мир созданный каждой душой для себя. К примеру похотливый человек, который всю жизнь любил чужих жён, что это такое? Агония, страсть, похоть к женщине, которая тебе не принадлежит, чувство созданное огнем. Значит человек создаёт собственный ад, где огонь является стыдом перед богом. То есть духовным огнем, который сжигает душу, за грехи. И наоборот, холодные люди, которые отказывали за свою жизнь в помощи другим, попадают в ледяной ад. Где ему ужасно от того, как он холодно себя вел. Аллегорий очень много.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.