Они зависимы от него, как европейцы зависят от алкоголя. Жевание ката является неотъемлемой частью жизни большинства йеменцев. Более 90% всего мужского населения Йемена жуют это растение. Однако в нем, как и в каннабисе есть наркотическое вещество, и его употребление способствует психическим заболеваниям, таким как депрессия и психоз.
Однажды йеменский пастух потерял одну из своих овец. После долгих поисков он нашел ее, жующей зеленые листья дерева. Коза исчезала снова и снова, и каждый раз пастух находил ее у того самого дерева. Она либо жевала листья, либо отдыхала в его тени.
Пастуху стало любопытно, и он решил попробовать пожевать эти листья. Спустя какое-то время мужчина ощутил прилив сил и необыкновенное удовольствие, что побуждало его возвращаться к этому дереву множество раз.
Пастух на этом не остановился и посадил дерево рядом с домом, чтобы не было нужды преодолевать большое расстояние. Так началась история выращивания и употребления ката.
Это часть народных сказаний, которые передаются из поколения в поколение и рассказывают предысторию выращивания этого растения в Йемене. Кат был первым, что привлекло внимание арабского путешественника Амина Рейхани, посетившего страну в 1922 году.
В книге «Арабские правители» Рейхани упоминает: «Для народа Йемена кат — это их гашиш, опиум и алкоголь. Они зависимы от него, как европейцы зависят от алкоголя. В нем как и в каннабисе есть наркотическое вещество, вызывающее возбуждение».
Запад пристрастился к алкоголю, а Йемен к кату
Рейхани сравнивает йеменское пристрастие к этому растению с западной любовью к алкоголю и выделяет следующие эффекты его употребления для организма: учащение дыхания, улучшение умственной деятельности, энергичность, повышение бдительности и работоспособности вплоть до ночи, сухость во рту и сильная жажда.
Когда 25-летний Юнус Ахмед из города Ибб (находится в центральной части Йемена), часами жует кат, он мысленно планирует будущее, строит дом, основывает компанию и добивается больших успехов.
Юнус ощущает экстаз и невероятную энергию, пока занят жеванием ката, и этот процесс может длиться более десяти часов в сутки. «Это растение переносит меня в другой мир. Реальность в нем отличается от того, что мы наблюдаем в нашей стране сегодня, и я прекрасно себя чувствую», — признается он. Почти каждый день молодой человек работает вместе с отцом и получает за это не более 100 тысяч риалов в месяц. Несмотря на столь низкий доход, ежемесячно Юнус тратит не менее 50 тысяч риалов (100 долларов) на покупку ката. Мужчина не может прекратить жевать кат, пока находится в Йемене. Все его друзья жуют это растение, поскольку оно является энергетиком, дающим силы для долгого выполнения тяжелой работы.
Юнус прекрасно осознает, что все его грезы в процессе жевания будут вскоре забыты, однако мечты уносят его в прекрасный мир, который так непохож на суровую реальность, в которой он вынужден жить.
Йеменцы поговаривают: «Кат — пища праведных». По словам 60-летнего Касема Абдуллы, живущего в Сане, в стране практически ежедневно устраиваются встречи, на которых обсуждаются религиозные, политические или экономические вопросы.
Он рассказал Raseef22: «На таких собраниях мы жуем кат, сидим, поминаем Аллаха, а также проводим культурные и религиозные обсуждения. В ходе встречи мы также говорим о политической ситуации и проблемах, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни».
Кат, как и другие растения, обладающие наркотическими свойствами, использовался религиозными группами для достижения тех или иных духовных целей. Например, арабские суфии негласно употребляли гашиш, а шаманы в Латинской Америке использовали растение айяуаска, чтобы установить контакт с высшими силами.
По мнению ряда исследователей, наркотические вещества вроде гашиша, которые ранее использовались для достижения абсолютно нового внутреннего состояния, теперь являются одним из факторов нравственного падения и психологической деградации людей. Пакистанский журналист Хамад Хан в своей статье, опубликованной на индийском сайте Scroll In, связывает это явление с влиянием колониализма и модернизации в девятнадцатом и двадцатом веках.
Хамад Хан пишет: «В эпоху колониализма и современности в 19-м и 20-м веках ослабло суфийское отношение к гашишу и бедности, которые ассоциировались с подлинным аскетизмом и отказом от собственности, как и в целом аскетизм в современной исламской мысли».
Зависимость, депрессия, ночные кошмары
Жевание ката является неотъемлемой частью женских и мужских собраний и регулярным занятием большинства йеменцев. Более 90% всего мужского населения Йемена жуют это растение. Несмотря на классификацию в качестве наркотика на мировом уровне, кат является источником средств к существованию миллионов жителей страны. Сегодня все, что связано с катом, представляет собой убежище для многих безработных молодых людей — они находят хороший источник дохода и занятость, которая не отнимает много времени и сил. Активисты видят в этом причину «отсталости» йеменского общества, особенно в экономической и сельскохозяйственной областях.
Кат является наркотическим веществом, вызывающим зависимость, согласно отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и его употребление способствует психическим заболеваниям, таким как депрессия и психоз.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.