Как полагают западные аналитики, Москва собиралась реализовать в Судане сирийский сценарий. Поэтому для Запада крайне важно не только внимательно следить за нынешними действиями Кремля в Судане, но и не дать России усилить свое влияние в регионе. Об этом пишет Дебалина Гошал, научный сотрудник Института исследований в области безопасности "Восток - Запад", специализирующегося на отношениях России, Китая и Запада.
Кадрyoutube
В статье под названием "Россия движется в Судан" она обращает внимание на целый ряд обстоятельств, связанных с недавним переворотом в этой африканской стране. Первое - Россия всячески поддерживала президента Судана Омара аль-Башира во время акций протеста. Хотя ее усилия успеха не возымели, и массовые демонстрации в апреле нынешнего года в конечном итоге привели отстранению диктатора от власти. В январе за три месяца до массовых протестов Москва подписала проект военного соглашения с Суданом, "который был призван облегчить захождение российских и суданских военных кораблей в порты двух стран".
Как указывал, комментируя этот проект, генерал-майор аль-Хади Адам Муса, тогдашний глава парламентского подкомитета Судана по обороне, безопасности и общественному порядку, "эта сделка проложит путь к большему количеству соглашений и расширению сотрудничества и возможно к созданию российской базы на Красном море".
Проект данного соглашения был результатом прямых переговоров между президентом России Владимиром Путиным и аль-Баширом. Как пишет Дебалина Гошал, ссылаясь на публикации The Arab Weekly: "Аль-Башир говорил с президентом России Владимиром Путиным о возможном российском военном присутствии в Судане еще на встрече в ноябре 2017 года. Во время встречи аль-Башир предложил построить авиабазу для России на побережье Красного моря, а также просил оснастить суданскую армию российским оружием, включая истребители Су-30 и ракеты земля-воздух".
А в интервью, данном в ходе этого визита "РИА-Новости" аль-Башир прямо просил Путина защитить его от "агрессии США", которые намереваются разделить Судан".
Эти сообщения указывают на долговременную стратегию России по расширению своего военного присутствия в Африке. В последнее время она также активно укрепляет свои позиции в Центрально-Африканской республике. Стоит напомнить о традиционной политике СССР по поддержке так называемых "угнетенных народов " в Африке, что выразилось в военных кампаниях в Анголе, Мозамбике, Эфиопии. Отметим, что с почти аналогичного соглашения о защите военно-морской базы России в Сирии начался ввод в регион российской армии и последующая массированная поддержка режима Башира Асада.
Поэтому неудивительно, что Кремль поддержал Аль-Башира во время акций протеста. Очень возможно, что российским властям просто не хватило времени, чтобы осуществить военную операцию, подобную той, которую они провели для почти тезки аль-Башира - Башара Асада. Борьба за спасение прежнего суданского режима оказалась не столь удачной, как в случае сирийского президента и продолжающихся попыток сохранить правление президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
Однако интерес России к созданию военно-морской базы в Судане сохраняется, ибо она в принципе намерена создать военно-морскую базу в Красном море. Еще в 2016 г. она обращалась к Джибути с просьбой о постоянном морском присутствии в стране, но получила отказ.
Российские власти могут мотивировать необходимость в своей морской базе не только военными, но и экономическими потребностями. В частности, у нее есть контракты на добычу золота и соглашения о разведке газа и возможности строительства российского нефтеперерабатывающего завода в Судане.
Помимо базы в Судане, как сообщается, Россия также "рассматривает возможность создания материально-технической базы в Эритрее" и разрабатывает "проект соглашения с Египтом, предусматривающего возможность использования российскими военными самолетами египетских аэродромов". Таким образом, Россия фактически пытается создать сеть своих военных баз на значительной территории Африки. Ключевым вызовом для Кремля на данный момент является переходное правительство в Судане, которое настроено более дружественно к Эр-Рияду и Вашингтону, чем к Москве.
Тем не менее, сразу после свержения аль-Башира Россия объявила, что признает временный Военный переходный совет Судана (ВТС), который заменил его. С тех пор Россия заявляет, что выступает за мирный транзит власти и пытается позиционировать себя в качестве посредника между военными и гражданскими силами.
По иронии судьбы в эти августовские дни, в самой Москве проходят массовые демонстрации протеста, подобные тем, которые тридцать лет назад привели к падению правящего режима. Одной из причин развала Союза являлось неудачное вторжение в Афганистан и громадные затраты на проведение спецопераций по всему миру.
Другой, не менее важной причиной был и так называемый "застой", выразившийся в бессменном 18-летнем правлении Леонида Брежнева. 16 августа сего года исполняется 20 лет с тех пор, как тех пор как нынешний президент России Владимир Путин был утвержден в должности председателя правительства РФ. Свергнутый недавно президент Судана Омар аль-Башир продержался у власти 26 лет.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.