По сообщениям саудовского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», Израиль не только наносит мощные удары по базам про-иранских вооруженных группировок в Ираке, но и делает это с ведения США и России, каждая из которых по своим причинам заинтересована в ослаблении Ирана.
Кто же командует парадом в Ираке? Прозападные силы, для которых Израиль скорее друг, чем враг, или союзники Ирана, твердо намеренные превратить Ирак в плацдарм для аятолл?
Иракские евреи и израильский хай-тек
Когда несколько недель назад Фарид Ясин, посол Ирака в США, заявил о том, что «существуют объективные причины, которые могут потребовать установления отношений между Ираком и Израилем», в Ираке поднялась самая настоящая буря. Сторонники Ирана, а также ветераны партии «Баас», воспитанные в духе панарабизма и ненависти к еврейскому государства, требовали объяснений: что именно хотел сказать Ясин, и отражают ли его слова официальную политику Ирака?
В том самом интервью иракскому телеканалу «Аль-Иракия» Ясин упомянул иракскую еврейскую общину в Израиле, «которая до сих пор дорожит своими иракскими особенностями», а также заинтересованность в израильских высоких технологиях и ноу-хау в сфере сельского хозяйства.
В результате давления со стороны одной отдельно взятой страны, соседствующей с Ираком, официальный Багдад был вынужден заявить, что «слова посла не отражают официальной политики» их государства. Вместе с тем, известно, что заявлениям Фарида Ясина предшествовали несколько визитов иракских политиков и общественных деятелей в Израиль; что израильские академики-выходцы из Ирака годами поддерживают тесные связи со своими иракскими коллегами; и что иракцы чаще, чем другие, заходят на сайт МИДа Израиля на арабском языке.
Кто взрастил иракскую «Хизбаллу»?
Очевидно, что далеко не все иракцы воодушевленно поддерживают сближение с Иерусалимом. 31 мая, в «День Аль-Кудса», который ежегодно отмечают в Иране, южном Ливане, Йемене и в других проиранских общинах на Ближнем Востоке и на Западе, члены иракского «Народного Ополчения («Аль-Хашд аш-Шааби») в Багдаде яростно топтали израильские и американские флаги ногами.
В «Хашд», как его кратко называют в Ираке, входят около 70-ти военизированных, преимущественно шиитских группировок – «Катаиб Хизбалла», «Хизбалла ан-Нуджаба», «Асаиб Ахль аль-Хак» и многие другие. Одни имеют ярко выраженную про иранскую направленность, другие предпочитают абстрагироваться от Тегерана и действуют от имени тех или иных шиитских духовных лидеров, третьи лишены идеологической базы, и являются, скорее, наемниками.
Несмотря на то, что «Хашд» включает несколько радикальных группировок, которые в США признаны террористическими, эта организация действует с полного ведома и согласия властей Ирака. Дело в том, что «Аль-Хашд аш-Шааби» был создан в июне 2014 года, через год после того, как террористическая группировка ИГИЛ захватила Мосул, крупный город на севере Ирака. Тогда в Ираке всерьез опасались, что вслед за Мосулом последует и Багдад, и начали предпринимать меры.
13 июня 2014 аятолла Али Систани, самый влиятельный иракский шиитский духовный лидер, издал фатву (религиозную рекомендацию) о всеобщем джихаде, направленном на защиту Багдада и борьбу с головорезами ИГИЛ, в глазах которых мусульмане-шииты также являются неверными. И 13 июня был образован «Хашд». Туда вошли многие военизированные шиитские группировки, которые возникли еще в 2003-2004 годах в качестве реакции на американское вторжение в Ирак. Они совершали атаки на американских солдатам в переулках Багдада и клялись «изгнать неверных» из страны, однако в 2014 году «Аль-Хашд аш-Шааби» вместе с иракской армией, курдской «Пешмерга» и американскими военными вышли на войну против общей угрозы: ИГИЛ. Иракский парламент официально признал «Хашд» частью вооруженных сил страны, его лидеры и бойцы получили армейские звания и зарплату.
Мосул был освобожден в июле 2017 года. «Хашд» - остался. Как и можно было ожидать, после войны в рядах его руководства началась борьба за власть, сферы влияния и политические альянсы.
Если кто-то, в Вашингтоне или Багдаде думал, что после окончания войны с ИГИЛ можно будет расформировать эту мощную организацию – он сильно просчитался. Про-иранские группировки, входящие в «Хашд», стали той самой базой, в которой нуждался Тегеран. Они прошли боевое крещение в ходе сражений с ИГИЛ, у них был официальный статус - ведь они были частью «народного ополчения» - и практически неограниченные возможности. Так на территории Ирака начали расти, как грибы, оружейные склады. Некоторые из них создавались на базе существующих иракских военных баз.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.