Если бы Нурсултан Назарбаев ничего не сделал для своей страны кроме этого, он и тогда уже был бы достоин навечно остаться в памяти Казахстана. В 1991 году первый президент независимого Казахстана единолично распорядился закрыть Семипалатинский ядерный полигон, действовавший на территории тогда еще союзной республики с 1948 года
Одна из причин, по которой я люблю свою профессию, — то, что ты вдруг можешь попасть в такое место, куда сам ты бы просто ни за что не поехал. Мне и в голову не могло прийти, что я однажды окажусь здесь...
{banner_inner}
На прошлой неделе я в составе большой международной группы журналистов побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, где с 1948 по 1989 год были взорваны 426 (!!!) атомных бомб. Причем до 1961 года большинство бомб взрывали в атмосфере, а потом испытания проводились под землей.
Поводом для нашей поездки стала церемония вручения «Назарбаевской премии за мир без ядерного оружия и глобальную безопасность».
Премия учреждена указом первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в 2016 году и присуждается один раз в два года.
Само награждение происходило в этом году в Нур-Султане. Премию присудили покойному Юкио Амано, бывшему генеральному директору МАГАТЭ, и Лассине Зербо, исполнительному секретарю Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Об этом объявил глава государства Касым-Жомарт Токаев на церемонии в «Назарбаев-центре». Глава государства подчеркнул, что Юкио Амано внес весомый вклад в укрепление международной безопасности, нераспространение ядерного оружия и мирное использование атомной энергии.
Полигон
Совокупная мощность взорванных на этом полигоне зарядов составила 1,5 тысячи «хиросим». Представьте себе, что каждый месяц в течение 40 лет здесь взрывалась одна ядерная бомба мощностью в 3-5 «хиросим». Местные дети очень любили смотреть на яркие красочные «грибы»...
«Москва-400», «Семипалатинск-21», «Конец линии», «Курчатов». Все это названия сверхсекретного города, построенного на берегах реки Иртыш на северо-востоке Казахстана после Второй мировой войны. Там жили советские ученые и военные, чья работа заключалась в проведении ядерных испытаний. И до 91 года прошлого века этого города на советских картах не было.
Чтобы попасть в город Курчатов, который в конце 1940-х годов был окружен контрольно-пропускными пунктами, друзья и члены семьи жителей города месяцами ждали разрешения. Выйти из города, названного в честь советского физика-атомщика Игоря Курчатова, тоже было не так просто.
Тем не менее, город снабжался по высшему разряду. Туда доставлялись лучшие товары и продукты, были созданы прекрасные условия для работы и отдыха 50 000 человек, которые здесь жили.
Первый «гриб» вырос над испытательным полигоном под Семипалатинском ровно 70 лет назад, 29 августа 1949 года. Жители до сих пор вспоминают эти «грибы».
От Семея, так с 2007 года называют Семипалатинск, до Курчатова около двух часов езды, а потом по пересеченной местности еще два часа езды до «нулевой точки». В советское время здесь была построена бетонная дорога для доставки тяжелых грузов, но она пришла в негодность и сейчас закрыта.
Сегодня «полигон» представляет собой огромную плоскую степь, заросшую сухой травой. Мрачные треугольные конструкции, на которых крепились сверхскоростные камеры, сегодня торчат как руины, делая территорию похожей на «зону» Стругацких.
А 70 лет назад здесь все выглядело иначе: для изучения последствий ядерных взрывов военные строители строили улицы, возводили мосты и даже выкапывали в этом районе метро. Животные, использованные для тестирования, были доставлены в «зону воздействия».
{banner_inner}
А что люди?
Местные жители с готовностью делятся своими воспоминаниями: некоторые описывают «ужасные грибы» дрожащими голосами, а другие говорят, что они были «очень красивыми».
В то время не многие люди осознавали опасность ядерных взрывов. Несмотря на то что казахские ученые проводят дезактивацию территории в течение почти 30 лет, уровень радиации здесь все еще повышен, и дети в этом районе продолжают рождаться с генетическими мутациями — местный медицинский университет накопил ужасную коллекцию младенцев с аномалиями.
Тем не менее, никто из тех, с кем мы беседовали — ни ученые, ни медики, не готовы напрямую сказать, что эти проблемы связаны с испытательным полигоном. Советский душ шпиономании и государственной тайны до сих пор веет над этими местами.
Хотя в закрытых беседах собеседники рассказывают о высоком проценте самоубийств и разнообразных отклонениях со здоровьем.
«Нет никаких доказательств, которые доказали бы прямую связь между этими инцидентами и близлежащими ядерными испытаниями, но люди в деревнях привыкли к самоубийствам, которые происходили довольно часто в то время», — говорят официальные лица. Хотя Толкин Булегенов, вице-президент Семейского медицинского университета, подтвердил увеличение случаев онкологических заболеваний: «В зонах, прилегающих к испытательному участку, можно встретить злокачественные новообразования щитовидной железы и крови — гематологическую бластому, лейкоз, лимфому и хронический лейкоз — на 10-15 процентов чаще, чем в других регионах Казахстана».
По словам г-на Булегенова, именно эти заболевания связаны с длительным воздействием радиации, и в настоящее время все случаи тщательно отслеживаются.
Тем не менее, информация о здоровье людей, которые подвергались прямому облучению в те же годы испытаний на Семипалатинском полигоне, находится под замком. Все документы были вывезены в Россию. И сегодня данные о статистике заболеваний и о смертности людей в зоне полигона строго засекречены Россией. Даже за 1948 год!!! Казахстанские ученые и врачи-онкологи не имеют к ним доступа. Вот сижу и думаю, какие же черные дела творили в те годы советские доктора Менгеле, что до сих пор, спустя 80 лет, они так боятся огласки...
В 1960-х годах была организована специальная медицинская группа, но «результаты исследования остаются засекреченными до сегодняшнего дня». Официальная оценка состоит в том, что за 40 лет в зоне радиационного воздействия находилось около миллиона человек.
В Курчатове напротив Института установлена мраморная стела, на которой написаны слова, сказанные якобы самим академиком: «Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой Страны Советов».
{banner_inner}
Оставим в стороне, что вообще не факт, будто сам Курчатов когда-то говорил эти слова. Наверняка их сочинил какой-нибудь горе-пропагандист из местной партийной газетенки. Но я убежден (хотя я далеко не пацифист и уверен, что свою страну надо защищать любыми способами), что ученый, сознательно изобретающий способ массового убийства людей (как бы гениален этот способ ни был), не может гордиться этим своим изобретением... Плакать должен и отмаливать свой вынужденный (!) грех...
Чиновники, которые, наверняка, придумали поставить эту стелу с такими вот словами — никогда этого не поймут.
Кстати, есть свидетельства, что даже нравственно-ущербный Калашников перед смертью написал покаянное письмо, в котором просил прощения за свое (или не совсем свое) изобретение...
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.