Атака беспилотников, совершенная на этой неделе на нефтеперерабатывающие заводы в Абкайке на востоке Саудовской Аравии и на нефтяное месторождение Хурайс, наглядно доказала полную незащищенность Саудовской Аравии. Как, впрочем, и всех остальных арабских стран Персидского залива. Огромные запасы нефти и газа и протяженные границы всегда привлекали тех, кто хотел бросить вызов арабских монархиям в Заливе. На этой неделе замысел удался.
Кто бы ни стоял за этим нападением, он сумел добиться своей цели – посеять хаос на нефтяных рынках и подорвать образ Саудовской Аравии, как стабильного поставщика нефти на мировые руки. Ведь атака вывела из строя саудовскую нефтеиндустрию на несколько дней и заставила Эр-Риад сократить поставки нефти таким крупным клиентам, как Индия.
До сих пор террористам не удавалось нанести существенного удара по нефтяной индустрии в Саудовской Аравии. В 2006 году теракт в Абкайке готовила Аль-Каида, однако тогда планы злоумышленников были нарушены. Эр-Риад вкладывал немыслимые деньги в приобретение новейшего американского оружия и рассчитывал, что в случае проблем на помощь придут Соединенные Штаты Америки – их верный друг и ближайший союзник. В мире знали, что на Саудовскую Аравию, в отличии от Ирака, Ливии, Венесуэлы или Нигерии, можно рассчитывать в плане стабильности поставок «черного золота».
В 2019 году все изменилось. За взрывами в порту Фуджейры (ОАЭ) и сериями нападений на арабские и западные танкеры последовала атака в Абкайке, ответственность за которую взяли йеменские хуситы, поддерживаемые Ираном. Впрочем, эксперты быстро установили: гораздо больше шансов на то, что саудовские нефтяные объекты были атакованы с северо-запада – то есть со стороны Ирака, а совсем не Йемена.
В Саудовской Аравии и США в атаке обвинили Иран, где пока предпочитают с пеной у рта отрицать причастность к инциденту, хотя все указывает на иранскую вовлеченность в этот инцидент. Пока неясно, что заработал Иран на этом нападении, кроме намека на то, что в случае военной конфронтации с Западом поставки нефти из Залива будут полностью нарушены. Вопрос, кто именно атаковал Саудовскую Аравию, остается открытым, равно как и другие, не менее важные для саудовского королевства вопросы: кто накажет злоумышленников, и кто поможет обеспечить безопасность арабских стран в Персидском заливе.
Традиционным союзником Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Омана, Кувейта и Катара являются США. Крупные американские базы расположены в Саудовской Аравии и Катаре, 5-й американский флот базируется в Манаме. США при поддержке международной коалиции спасли Кувейт во время вторжения туда Саддама Хуссейна. В последние годы казалось, что этот союз становится все сильнее и теснее, по мере того, как развивались личные связи между наследником саудовского престола Мухаммадом Бин-Салманом и президентом США Дональдом Трампом. Последний даже выдвинул не совсем новую, но все же заманчивую идею создания антииранского «арабского НАТО», в которое должны были войти арабские страны Персидского залива, Египет и Иордания. Свой первый визит в качестве президента Дональд Трамп совершил в Саудовскую Аравию, где были подписаны баснословные сделки по приобретению сверхсовременного американского оружия. Трамп заявил тогда, что Саудовская Аравия - ближайший союзник США и ее безопасность является стратегическим американским интересом.
Но на протяжении этого года по мере того, как нагнетался конфликт между США и Ираном, в нескольких столицах стран Персидского залива возникли сомнения в готовности США предоставить необходимую защиту их арабским союзникам, которые стали регулярно подвергаться анонимным атакам, за которые никто не брал ответственность. После атаки в Фуджейре ОАЭ обнародовали все подробности, невзирая на просьбы американцев сохранить их в тайне – там надеялись увидеть конкретные действия со стороны американской администрации, а не только слышать громкие проклятия Трампа в адрес злоумышленников в его микроблоге в "Твиттере".
Однако после того тревожного инцидента никаких реальных действий со стороны американцев так и не последовало. Попытка Трампа создать международный морской альянс по обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе завершилась ничем. В нормальной ситуации к этому альянсу присоединились бы многие европейские страны, но Трамп успел с ними рассориться. В конечном счете, все ограничилось участием Бахрейна, Саудовскрой Аравии, Великобритании и далекой Австралии.
Одним из результатов этого фиаско стали встречи представителей ОАЭ с иранскими дипломатами, ведь в Заливе мало кто верит в «безымянные атаки». Летом появились сообщения о заметном охлаждении в отношениях между Абу-Даби и Вашингтоном. Эмиратцы начали осознавать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и когда повстанцы-хуситы угрожают взорвать небоскребы в Дубае, нужно договариваться с тем, кто за ними стоит – то есть с Ираном.
Теперь в похожей ситуации оказалась и Саудовская Аравия. С одной стороны, у атаки в Абкайке уже были последствия – шансы на встречу между Трампом и Роухани на данный момент равны нулю (это не означает, что неформальный канал между ними полностью закрыт), и в Вашингтоне вновь грозят ввести очередные санкции против Ирана. Однако вряд ли все эти меры повлияют на саудовское чувство повышенной уязвимости и растущей угрозы со стороны Ирана.
Никаких реальных мер по обеспечению безопасности Эр-Риада пока сделано не было, и в некотором смысле американский президент, угрожающий Ирану максимальном давлением, оказался в тупике. Ведь США уже оказывают «максимальное давление» на Тегеран, а как правильно отреагировать на провокации в Заливе без развязывания большой войны, никто не знает. Арабские союзники США пребывают в растерянности.
В этой связи стоит отметить разговор, состоявшийся между Мухаммадом Бин-Салманом и президентом России Владимиром Путиным, в ходе которого последний предложил крон-принцу закупить российские С-400, чтобы «защитить себя от подобных нападений». Вряд ли саудиты примут в данный момент предложение российского президента, однако вполне понятно, что дело совсем не в этом, а в попытке Москвы предложить ту или иную форму посредничества между Эр-Риадом и Тегераном. Эта телефонная беседа широко обсуждалась в арабской прессе – если США не сможет обеспечить безопасность своих давних партнеров и союзников, возможно, это сможет сделать Россия?
Также стоит сказать несколько слов и об отношениях между США и Израилем. За последние годы президент Трамп сделал несколько шагов, которые воспринимались в Израиле, как прямая угроза для безопасности страны: возможный вывод американских войск из Сирии, возобновление переговоров с Ираном и ослабление санкций против этой страны. В связи с тем, что происходит сейчас в отношениях Саудовской Аравии, ОАЭ и США, нельзя не задаться вопросом, как может повести себя президент Трамп, если безопасность Израиля окажется под угрозой?
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.