23 сентября в Литве считается Днем памяти геноцида евреев. В 1943 году именно в этот день началась ликвидация большого Вильнюсского гетто. Не менее 30 тысяч граждан еврейской национальности были вычеркнуты из списка живых…
Вканун Дня геноцида евреев, 20 сентября, президент Литвы Гитанас Науседа наградил 38 человек крестом за спасение погибающих. Они спасали евреев, невзирая на опасность для собственной жизни и жизни своей семьи. К сожалению, церемония не получилась трогательной. Во-первых, потому что 34 спасителя удостоились высоких наград посмертно. Из четырех здравствующих смогли приехать двое, другим встретиться с президентом не позволило здоровье.
Во-вторых, глава государства не сумел выбрать подходящую случаю тональность выступления. Речь его получилась, на наш взгляд, по-чиновьичьи казенной. К тому же выступление Науседы — практически копия выступления Дали Грибаускайте 29 августа 2016 года в Молетай. В 1941 году в местечке в одну ночь была уничтожена почти треть городского населения — 2 тысячи евреев.
Вспоминая трагедию, Грибаускайте тогда отделалась классической казенщиной, говоря о «бескомпромиссном обязательстве для всех жителей Литвы бороться с ненавистью, насилием, дискриминацией и равнодушием» и о заметном улучшении официальных отношений с Израилем. При этом она похвалила литовцев за способность «открыть глаза на самих себя», а также за смелость «перед лицом горьких моментов истории». «Литовское общество начинает открывать глаза на Холокост», — резюмировала Грибаускайте в конце августа 2016 года.
А вот слова нового президента: «В эти дни пример спасителей евреев нужен нам как никогда. Нетерпимость снова поднимает свою мерзкую голову, питаемая циничными попытками набрать в дискуссиях политические дивиденды. Наших сограждан пытаются запугать — игнорировать это мы не можем», — сказал он.
О чем его речь? О свастике, появившейся перед Днем геноцида в центре Вильнюса у дверей офиса еврейской общины? Или о последователях причастного к Холокосту коменданта Шяуляй капитана Йонаса Норейки, самовольно установивших в столице Литвы памятную доску своему кумиру? Или о России, которая пытается «запугать» не только литовцев, как утверждает глава государства, но и весь остальной цивилизованный мир? Именно об этом Науседа планирует говорить 23 сентября на сессии Генассамблеи ООН.
В любом случае ударение в его речи по случаю Дня памяти геноцида евреев не поставлено, поэтому понимай так, как хочешь или как выгодно в данном конкретном случае. Позиция национального лидера в области увековечивания литовского Холокоста и защиты исторической памяти оказалась невнятной.
Как здесь не вспомнить 1995 год? Тогда главой литовского государства, покойным Альгирдасом Бразаускасом в Израиле были принесены публичные извинения и озвучены обещания преследования литовцев, причастных к массовому уничтожению евреев во время немецкой оккупации. Четверть века пролетела, однако ни одного шага в обозначенных направлениях не сделано. Глаза страны на тягчайшие преступления литовских националистов не раскрылись ни к августу 2016 года, ни к сентябрю 2019-го. Или им не давали и не дают раскрыться?
С вопроса, почему в Литве так невнятно звучат слова, когда речь заходит о Холокосте, Baltnews начал беседу с общественником и любителем истории Сергеем Резником.
Baltnews: Г-н Резник, что не так с исторической памятью Литвы в отношении Холокоста?
Сергей Резник: С 22 июня 1941 года по август 1944-го немецкие нацисты вкупе с литовцами-пособниками уничтожили более 90% еврейского населения [Литвы]. Точные цифры неизвестны, но можно вести речь примерно о 200 тысячах граждан Литвы еврейской национальности. Убивали их планомерно и жестоко, садистски. Сжигали в синагогах, как в Зарасай. Закапывали живьем, как в Укмерге. Топили в реках, как в пригородах Каунаса. Изуверски пытали, как в Кретинге, чтобы расстрелять морально сломленных в лесу в Квещай у палангского шоссе. Евреев вырезали под корень.
Честную литовскую прессу недавно обошли слова профессора Пинхоса Фридберга. Он напоминал, цитирую, «Гирш, отец жены, и ее дедушка Иосиф были отправлены из концентрационного лагеря для евреев Каунаса в концлагерь Дахау, бабушка Стерле — в Саласпилс, где и погибли».
А вот воспоминания раввина Эфраима Ошри, преподавателя ешивы в местечке Слободка, цитирую: «Вечером в среду [25 июня] литовские фашисты в сопровождении толпы любопытных вошли в еврейскую часть Вилиямполе с топорами и пилами. Начав с улицы Юрбарко, они ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, от комнаты к комнате и убивали каждого еврея на своем пути, старого или молодого».
Уму непостижимо! Середина ХХ века, а убивали несчастных, деморализованных евреев топорами и пилами. Когда сталкиваешься с рассказами выживших в Апокалипсисе, то понимаешь, что в те годы на землю Девы Марии возвратилась средневековая инквизиция. О чем в таких обстоятельствах этническим литовцам говорить внятно? Не о чем абсолютно.
В документах от 1 декабря 1941 года сохранились леденящие душу строки: «Акции в самом Каунасе… надо рассматривать, как парадные расстрелы…». Нетрудно представить, с какой зоологической жестокостью совершались непарадные экзекуции. Президент Науседа 20 сентября подчеркнул — местная еврейская община была уничтожена в том числе и в результате «выбора сограждан»: «Она пострадала также и в результате выбора сограждан. Нам следует это признать и с этим примириться». Но часть политических элит и рядовых обывателей совсем не жаждет признания вины отцов и дедов.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.