В израильском обществе укоренилось мнение, что канонический - светский сионистский и националистический - мессианский, религиозный сионизм могут сосуществовать в одной стране. Эти два мировоззрения часто воспринимаются, как нюансы одной общей идеологии, как различия между духовно-культурным и политическим сионизмом.
Полковник в отставке Шауль Ариэли, член «Совета за мир и безопасность», анализирует в «ХаАрец» перспективы мирного сосуществования двух исторических течений в сионизме.
По его мнению, это - два, на самом деле, разных общенациональных видения, которые противоречат друг другу и конкурируют за определение характера, идентичности и режима в Государстве Израиль.
Ариэли проводит интересный и глубокий анализ различий между этими двумя направлениями по пяти различным критериям.
Первое: светский сионизм рассматривал необходимость в безопасном убежище, как основную причину для создания еврейского государства. «Пусть суверенитет будет предоставлен нам над частью земного шара, достаточной для удовлетворения наших законных национальных требований; мы позаботимся обо всем остальном», - писал Теодор Герцль.
Националистически-мессианский сионизм рассматривает в качестве причины создания государства божественную заповедь и исполнение библейского обещания. «Мы поселились… потому что нам было приказано унаследовать землю, которую всемогущий Бог дал нашим предкам», - заявил Менахем Феликс, лидер движения "Гуш Эмуним".
Второе: светский сионизм считал возможным сосуществование еврейских и арабских поселений. «Я считаю совершенно невозможным изгнать арабов из Палестины», - писал Зеэв Жаботинский в статье «О железной стене» в 1923 году.
Мессианский сионизм опирается на слова из Торы: « И вы завладеете землей и поселитесь на ней, потому что Я поручил вам владеть землей», на которые ссылался тот же Менахем Феликс.
Третье: светский сионизм рассматривал международное право, как основу для создания государства и опирался на «естественные права» на самоопределение, которыми обладает каждая нация. «Вследствие нашего национального и исторического права, и в силу резолюции Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций», - заявил Давид Бен-Гурион, провозглашая Декларацию независимости 14 мая 1948 года.
Но мессианский сионизм отвергает это и утверждает право на землю на основе «исторических прав», отрицая политические, пространственные и демографические изменения, которые произошли на Земле Израиля после разрушения Второго храма.
«Важно помнить, что не решение ООН является источником нашего права на Израиль, а ТАНАХ и обещание Всевышнего », - заявил депутат Кнессета Бецалель Смотрич два года назад.
Четвертое: лидеры светского сионизма стремились установить границы будущего государства, исходя из его экономических потребностей. «Если мы стремимся установить границы Земли Израиля сегодня, мы не можем полностью принять во внимание идеальные границы, которые были обещаны нам в соответствии с традицией, ... учитывая сегодняшние условия », - писали Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви в работе 1918 года «Земля Израиля: прошлое и будущее».
Как полагает Ариэли, в глазах националистически-мессианского сионизма именно исторические границы Земли Израиля являются ключевым вопросом. В то же время, классический сионизм при выборе из трех высших ценностей - еврейское большинство, демократия и обладание всей землей Израиля - делает выбор в пользу первых двух.
Часть сионистского движения приняла идею раздела земли после доклада комиссии Пиля в 1937 году, чтобы создать государство на части еврейской земли. В то же время члены движения "Мизрахи" (предтечи мессианского сионизма) заявили: «Еврейский народ никогда не примет никакой попытки уменьшить исторические границы Земли Израиля, обещанной по божественному слову».
Пятое: светский сионизм рассматривал Израиль, как страну, чей характер и режим были демократическими и либеральными. Как заявил Бен-Гурион при провозглашении государства: «Государство Израиль будет… основано на свободе, справедливости и мире ... обеспечит полное равенство социальных и политических прав ... гарантирует свободу религии ...»
Шауль Ариэли полагает, что "в глазах мессианского сионизма, демократический режим является ни чем иным, как платформой для реализации своего видения».
В доказательство он ссылается на слова одного из лидеров национально-религиозного лагеря Ханана Пората: «Возвращение изгнанников, возрождение государства и его безопасность - это только начальные этапы ... перед нами стоят огромные дополнительные цели, которые являются неотъемлемой частью сионизма, и, в первую очередь, создание царства священников и святого народа, возвращающего Божественное присутствие обратно в Сион, основание царства дома Давида и строительство храма - как ключевой момент для «тиккун олам» (исправление мира) в царстве Божьем». Так писал Порат в своей книге «Несмотря ни на что».
Более ста лет светский сионизм был доминирующим движением. Однако, сегодня "Ликуд" фактически перенял идеологию мессианского сионизма и вместе с националистическими религиозными партиями Айелет Шакед и Нафтали Беннета ведет борьбу против демократии «ради иллюзии Великого Израиля, в котором в настоящее время нет еврейского большинства».
По мнению Ариэли, результаты прошедших выборов и правительство, которое будет сформировано, покажут, в чью пользу будет окончательно решена идеологическая война между светским сионизмом и националистически-мессианским сионистом.
Со своей стороны добавим, что наличие разных идеологий является ключевым условием развития демократии и выборная система дает возможность мирной смены одной идеологии или доминирующего движения другим. Вряд ли спор между различными течениями в сионизме, который идет уже почти сто лет, может однозначно решиться на тех или иных выборах. Сионизм, как и иудаизм, не есть нечто застывшее, он может и должен развиваться с течением времени. Гораздо хуже, если он сменится постсионизмом, в котором ничего не останется от первоначальной идеи еврейского государства.
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.