30 сентября 2019 года исполнилось четыре года с начала военной операции России в Сирии. Израильские СМИ, занятые смакованием яблок в меду и комедией дель арте под названием "Примерь маску премьера" не обратили внимания на эту дату. Зато российские и мировые СМИ уделили этому юбилею немало внимания. Между тем, уроки войны в Сирии имеют для Израиля не меньшее значение, чем для России или Запада.
Россия - главный победитель
Рассмотрим вначале, как оценивают итоги кампании российские эксперты. Николай Плотников, заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, пишет в "Независимой газете", что главным итогом войны стало спасение сирийской государственности. "Не приди Россия 30 сентября 2015 года на помощь Сирии, она, как государство, исчезла бы с карты мира. Счет шел на дни. В пригороде сирийской столицы было сформировано правительство террористического интернационала," - замечает эксперт. И далее открытым текстом объясняет, что за этим стояли США и ведущие страны ЕС. Плотников подробно описывает ход войны с точки зрения российского участия, выделяя в ней активную, гуманитарную и политическую фазу.
К главным итогам войны он относит тот факт, что если накануне российского вмешательства оппозиция контролировала более 80 процентов территории страны, то на сегодня у нее осталось только 30 процентов. Вопрос о смещении режима Асада не стоит на повестке дня, страны Запада фактически устранены от дел, а Россия вернула себе роль ключевого игрока в мировой политике.
Интересно, что российский эксперт вообще ни словом не упоминает о той роли, которую сыграли в войне Иран и его прокси-формирования, приписывая ведущее значение российской авиации и военным советникам. Он подчеркивает, что практически все операции правительственной армии в Алеппо, Пальмире, Латакии, провинциях Хама, Идлиб, Дераа и Дамаск были подготовлены и осуществлены под их руководством.
Единственное упоминание о союзниках встречается лишь в контексте «астанинского процесса», когда в январе 2017 года начались переговоры об урегулировании ситуации в Сирии при участии представителей России, Сирии, Турции, Ирана, ООН и делегации вооруженной сирийской оппозиции.
Автор также обращает особое внимание на очень низкие российские военные потери. По официальным данным, потери российских ВС в Сирии составили 112 человек. Половина из них погибли во время крушения по технической причине транспортного Ан-26 (39 военнослужащих) и "сбитого в результате израильской провокации самолета-разведчика Ил-20 (15 человек)". Другие источники увеличивают эти цифры на 200 бойцов так называемого ЧВК "Вагнер". По сравнению с 6 тысячами погибших солдат в Афганистане, это разумеется минимальные потери.
По его мнению, для достижения мира "осталась самая малость - ликвидировать последний очаг террористов в Идлибе". В конце статьи автор, правда, оговаривается, что мир в Сирии не наступит до тех пор, пока все, включая Асада, не извлекут уроки и не признают свои ошибки, послужившие причиной начала гражданской войны. Однако, трудно поверить, что победивший режим и его спонсоры будут учитывать интересы проигравшей стороны.
С точки зрения Запада
По-иному оценивают итоги войны на Западе. Би-Би-Си публикует интервью с Мишелем Дюкло, бывшим послом Франции в Сирии, Москве и Вашингтоне, который недавно выпустил книгу "Долгая сирийская ночь". "Полмиллиона человек погибли, больше десяти миллионов стали беженцами. Война затронула каждую семью и нанесла урон не только Сирии, но и западному миру с его идеалами и ценностями. А главным победителем вышла Россия Владимира Путина", считает бывший посол Франции в Дамаске.
Для Запада итоги войны выглядят катастрофически: "На данном этапе поражение Европы в Сирии очевидно. Европейцы почти не присутствуют в регионе, американцы мечтают уйти, Путин держит в руках будущее конфликта вместе с Эрдоганом, Нетаниягу и Ираном," - пишет Дюкло.
Оставим на совести Дюкло его мнение о гипертрофированных возможностях израильского премьера, но нельзя не согласиться с его выводом, что Европе и остальному миру предстоит провести работу над ошибками и избавиться от последствий «сирийского геополитического Чернобыля». Именно так когда-то назвал ситуацию в Сирии бывший руководитель ЦРУ Дэвид Петреус.
По мнению Дюкло, Запад допустил серьезную ошибку, решив, что имеет дело с периферийным конфликтом. В итоге он перерос в международный, а затем и глобальный. Причем наибольшую цену в итоге пришлось заплатить Европе, которая отдала решение проблемы на откуп США.
Конфликт стал катализатором необратимых процессов и событий, с которыми пришлось столкнуться Европе - терактами экстремистов из ИГ в европейских городах, небывалым за последние 70 лет гуманитарным кризисом, наплывом беженцев.
Помня о моджахедах в Афганистане, европейцы не торопились помогать умеренной оппозиции, тогда как более радикальные группы поддерживались Катаром, Турцией и Саудовской Аравией. Стоит обратить внимание на один из ключевых выводов автора. В интервью Дюкло прямо заявил: "Если мы хотим сохранить определенные ценности западного мира, мы должны быть способны в некоторых случаях применять силу, даже если это идет вразрез с теми же самыми ценностями".
Однако, на его взгляд, до реального разрешения кризиса еще далеко. Сегодняшнюю расстановку сил участников в сирийском конфликте Дюкло видит так: 40 процентов у Путина, 30 процентов - у Ирана, остальные 30 процентов делят между собой Турция, Израиль, США и другие менее заметные силы. "Если бы Путин захотел мира в Сирии завтра же, этого было бы недостаточно. Пока нет политического соглашения о Сирии, ничего нельзя сделать".
Израильский аспект
Израиль, на наш взгляд, похоже проиграл от итогов сирийского конфликта не меньше Запада.
ервое - несмотря на все усилия, он с большей долей вероятности получит на своих северных границах проиранские формирования. Даже если иранские базы не окажутся в непосредственной близости от Израиля, он все равно будет в пределах большей досягаемости для атак Тегерана.
Второе - война в Сирии дала возможность «Хизбалле» получить опыт участия в современной войне и использования современного оружия.
Третье - выделение иранского направления, как стратегического, не дает возможности направить ресурсы на решение проблем Газы, которая гораздо больше мешает нормальной жизнедеятельности еврейского государства.
Четвертое - нахождение российской армии вблизи границ Израиля вовсе не является стабилизирующим фактором, несмотря на личные симпатии Путина. Как показала история с так называемой «израильской провокацией», ситуация может моментально развернуться в неблагоприятную сторону. По оценке института стратегии и политики Герцлийского центра Россия является для Израиля, как минимум, опасным соседом, хотя и не стратегической угрозой.
Пятое - армия Асада вернулась на Голаны и это означает актуализацию сирийского фронта.
И наконец, возможно, Израиль, как и весь западный мир, совершил серьезную ошибку, не вмешавшись в сирийский конфликт на ранней стадии. Никто не мог помешать ему создать свою зону деэскалации на Голанах, подобно тому как это сделала позднее Россия, и удерживать ее, по крайней мере, чтобы иметь более сильную позицию на переговорах.
А если предположить еще более оптимистический, но вовсе не фантастический сценарий, то могло бы иметь место активное вмешательство в конфликт вместе со странами западной коалиции вплоть до взятия Дамаска и свержения режима Асада. Да, у Израиля остались травмы после Ливана и Газы. Но вряд ли больше, чем у России после Афганистана. И Россия после этого выиграла три последующие войны: вторую чеченскую, грузинскую и нынешнюю сирийскую кампанию.
Тому, кто укажет на проблематичные гуманитарные аспекты подобного сценария, мы напомним приведенные выше слова французского дипломата о возможности применения силы.
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.