"Израиль обязан самым ясным и недвусмысленным образом убедить Вашингтон в том, что процветание Иордании является для Израиля первостепенным вопросом безопасности и стратегическим интересом". Бывший начальник Моссада Эфраим Халеви, "Между Иерусалимом и Амманом: 25 лет с момента подписания мирного соглашения между Израилем и Иорданским Хашимитским Королевством", Институт исследований национальной безопасности (INSS) , 25 сентября 2019 года.
"Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты, - ответил Холмс, смеясь". (Артур Конан-Дойль, "Тайна Боскомской долины")
Поскольку СМИ безнадежно заблудились в трех соснах тупиковых результатов израильских выборов и юридических заботах премьер-министра Биньямина Нетаниягу, некоторые не менее важные вопросы, стоящие на национальной повестке дня, и без того изрядно перегруженной, вновь оказались за пределами общественного дискурса.
Так, на прошлой неделе промелькнула и сразу же ушла из сферы внимания СМИ одна из подобных тем, вполне возможно, имеющая весьма далеко идущие последствия: отношения с Иорданией и их довольно зловещие перспективы в будущем.
Жизненно важный интерес Израиля
Понятно, что в свете регулярных вспышек насилия куда большее внимание уделяется "горячим" фронтам страны на севере, где Израиль препятствует росту мощи Ирана в Сирии и Ливане, и на юге, где нам приходится сдерживать провокации ХАМАСа.
Эта обременительная рутина затеняет колоссальное значение нашей восточной границы с Иорданией и, как следствие, важность горного хребта Иудеи и Самарии, отделяющего эту границу от густонаселенной прибрежной низменности.
Тем не менее, потенциальная нестабильность и одновременно значимость нашей самой длинной границы была совершенно недвусмысленно подчеркнута недавно Эфраимом Халеви, бывшим главой Мосада, на конференции, посвященной четверти века со дня подписания мирного договора между Израилем и Иорданией.
По словам Халеви, с одной стороны Израиль обязан лоббировать в США интересы хашимитского королевства, с другой же - нашим службам безопасности следует подготовить планы, берущие в расчет самые разные сценарии того, что может произойти в Иордании. "Израиль обязан самым ясным и недвусмысленным образом убедить Вашингтон в том, что процветание Иордании является для Израиля первостепенным вопросом безопасности и стратегическим интересом", - подчеркнул бывший глава Мосада.
Таким образом, по мнению Халеви, стабильность и процветание Иордании - это важнейший интерес Израиля "а не только самой Иордании, в отличие от наших связей с другими странами вокруг".
Действительно ли "Иордания должна быть главным приоритетом Израиля"?
Забавно, что Халеви высказал эту мысль менее чем через сутки после того, как иорданский монарх, король Абдалла, выступая на Генеральной ассамблее ООН, посвятил по крайней мере половину своей речи обвинениям Израиля.
Вместе с тем, несмотря на публичную демонстрацию враждебности со стороны Абдаллы, понять точку зрения Халеви не так уж сложно. В конце концов, при династии Хашимитов восточная граница Израиля оставалась мирной с начала 70-х годов.
Более того, учитывая то, какими в наших краях обычно бывают альтернативы, сохранение в Аммане вроде как умеренного прозападного режима обладает бесспорной привлекательностью.
Развивая свою мысль, Халеви посетовал на то, что Вашингтон, мол, теперь снизил свои ожидания от Иордании: "США отвернулись от Иордании, вот уже в течение трех лет в Иордании нет американского посла!"
"Проблема Иордании должна рассматриваться как едва ли не самая значимая. Поскольку, если, не дай Бог, что-то случится в Иордании, и по ту сторону реки сложится другая ситуация, и мы вновь окажемся в положении, когда наша самая длинная граница больше не самая тихая, а, напротив, самая проблематичная, будет уже поздно!", - зловеще предупредил Халеви, указывая на то, что это может произойти буквально в течение года-двух.
После чего призвал направить израильских представителей в Вашингтон, чтобы те лоббировали у США помощь для обеспечения стабильности хашимитского режима в Аммане.
Балансируя на грани?
Когда кто-то, настолько близко и тесно связанный с монархией и настроенный так проиордански, как Эфраим Халеви выступает со столь пронзительным и настоятельным призывом, следует отнестись к этому со всей серьезностью, ясно осознавая, что те опасности, о которых он предупреждает, действительно неизбежны.
Иорданская экономика, в значительной мере зависящая от импортируемой энергии и иностранной помощи, находится в тяжелом положении уже несколько лет. Общественное недовольство приобретает все большие масштабы и все чаще приводит к массовым уличным беспорядкам, перестановкам в правительстве и постепенному разрушению базы на которой, зиждилась поддержка монархии.
Несмотря на то, что этой стране выпало бремя в виде миллиона (а возможно и больше) беженцев, в основном из Сирии, многие иорданцы продолжают указывать на то, что главными проблемами страны являются сегодня неэффективное управление в сфере экономики и чрезмерная зависимость от международной помощи и помощи Международного валютного фонда, а вовсе не сирийский кризис.
С безработицей, возросшей почти до 20%, и угрозой сокращения иностранной помощи король рискует утратить поддержку даже своей традиционной базы – бедуинских кланов, до сих пор служивших костяком его режима.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.