Экс-глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми в эфире ITON.TV анализирует очередной этап обострения ситуации в Сирии вокруг Идлиба, причины и последствия боестолкновения сирийской и турецкой армии, а также возможные действия России с целью "успокоения" президента Турции Эрдогана. Ведущий программы Марк Горин. Текстовая версия программы "Особая папка" Подпишитесь на наш телеграм-канал: https://t.me/ITONTV
М.Горин: - Яша, еще несколько дней назад казалось, что некоторое напряжение, возникшее между Турцией и Россией ввиду недовольства Эрдогана поведением сирийских властей, опекаемых Кремлем, вот-вот уйдет в прошлое. Возобладает «Астанинский процесс», стороны найдут понимание. Но происходит ровно обратное. Столкновения сирийских и турецких военных и сопровождающие их формулировки политиков становятся все жестче. Просто невиданные вещи: президент Турции Эрдоган напрямую обвиняет Россию и Иран в нарушениях договоренностей, гибели местных жителей… Что происходит? Во что может вылиться происходящее? К тому же, все это происходит в непосредственной близости от нас…
Я.Кедми: - Ну, мы тут вообще ни при чем. Но говоря об этих проблемах в общем, не вредно кое-что вспомнить. Одним из основных «поджигателей войны» в Сирии была Турция; после неудачных попыток сближения (то есть, подчинения) Асад начал вызывать у нее раздражение.
Пресловутый ИГИЛ, по сути, опирался на Турцию, где были его основные базы, куда стекались боевики и террористы со всего мира. Турция всегда была заинтересована в приграничных с ней сирийских территориях, она не скрывала своих мотивов разрушить Сирию и поживиться ее частью.
Сегодняшнее присутствие Турции в Сирии деструктивно. В чем его смысл? В борьбе против ИГИЛ они не участвуют, их единственной мишенью, якобы, являются курды.
Правительство Асада турки еще официально не признали и, отчасти, оправдывают свое присутствие там «стремлением защитить народы Сирии от «ненавистного Асада». В эти дни Эрдоган пользуется нахрапистой риторикой, близкой к той, которая звучала за несколько часов до того, как турки сбили российский самолет. Этот же нахрап они хотели продемонстрировать уже на деле, когда попытались вторгнуться в курдские районы, но были остановлены Россией.
Идлиб, который Турция мешает взять под контроль правительству Сирии (из-за чего собственно и возникло обострение), - это мятежная провинция, последний анклав противостояния, где сохранились остатки террористических организаций ИГИЛ, «Джабхат Анусра» и протурецкие милиции, преимущественно – туркоманы, тюркоязычные жители Сирии, которых, естественно, хочет контролировать Эрдоган.
Он защищает и вооружает антиасадовские силы в Идлибе, поставляет им оружие. Засевшие в Идлибе террористы и их пособники постоянно нападают на войска Асада, более того, беспилотники, взлетающие из районов, контролируемых турками, совершили десятки налетов на российскую авиабазу в Сирии, и Россия молчала, понимая сложность политической ситуации.
Российско-турецкие соглашения, достигнутые год назад на встречах Путинаи Эрдогана в Анкаре, а потом в Сочи, о том, что Турция заставит всю эту публику уйти из Идлиба, не выполняются. Единственно, что предприняла Анкара - она перебросила часть этих сил в Ливию, чтоб они там действовали в ее интересах. Но Ливия - другая тема. А в связи с происходящим в Сирии перед Россией стоит конкретный вопрос: как ей реагировать здесь на поведение Турции?
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.