Сегодня — абсолютно неактуальный, на редкость чуждый населению, нелепый праздник: День единения народов Белоруссии и России. Ну какое тут, к черту, единение? И дело не в том, что Москва из-за коронавируса закрыла границу (чем возмутился Александр Лукашенко). Сам проект «братской интеграции» сдулся, оказался фальшивым.
Суверенитет за бочку нефти? Обломайтесь!
По факту Минск, страшно зависимый от России экономически и привыкший к скидкам, поблажкам за союзничество, все же выбрал второй вариант. Процесс сопровождался вязким торгом, таинственным составлением дорожных карт и эмоциональными выпадами белорусского лидера.
И было из-за чего нервничать: слишком серьезные вещи оказались на кону. Тот же Медведев в конце прошлого года слил конкретику 31-й карты: единая валюта, наднациональные органы. Но Лукашенко не захотел, как он патетично выразился, сдавать суверенитет за бочку нефти. Или, говоря прозаичнее, уступать власть над не такой уж маленькой по европейским меркам страной, в которой у него царские полномочия.
В итоге, поскольку раскошелить Москву в процессе не повезло, подписание документов об углубленной интеграции к 20-летию Союзного государства было сорвано, а потом под елочку союзники еще и вдрызг рассобачились на почве цен на газ и нефть.
Лукашенко стал обличать имперские замашки России так («Они понимают интеграцию как поглощение Беларуси. Это не интеграция! Это инкорпорация!»), что его внутренним оппонентам с их клеймом русофобов оставалось только курить в сторонке.
«Пандемия сильнее развела два государства»
Ну и что же дальше? Настоящее замирение между союзниками не просматривается. Да, по газу кое-как договорились, но только до конца года. Причем Минск считает нынешнюю цену в 127 долларов за тысячу кубометров несправедливой (что в условиях мирового обвала цен на энергоносители все больше похоже на горькую правду). А значит, снова будет бодаться теленок с дубом.
С нефтью, вопреки заявлениям белорусского начальства, что вроде уже нашли общий язык, продолжаются непонятки. Похоже, что пятерка крупнейших нефтяных компаний России пока по-прежнему не готова ее поставлять.
Я уж не говорю о том, что никакой компенсацией потерь от российского налогового маневра для Минска и не пахнет. Что с точки зрения белорусского начальства тоже крайне несправедливо. Как изящно выразился Лукашенко, «нас раком поставили по углеводородам».
Даже события с пандемией показали, что Союзное государство — скорее формальность, чем реальность, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Он подчеркивает, что стороны не смогли согласовать совместные действия в связи с угрозой коронавируса, были проблемы с возвращением белорусов из-за рубежа, когда их не хотели брать на борт российских самолетов, и т.п. «Пандемия сильнее развела два государства», — резюмирует аналитик.
Лукашенко еще «побежит к России»?
Несколько по-другому смотрит на ситуацию Валерия Костюгова, специалист в вопросах белорусско-российских отношений, редактор сайта экспертного сообщества «Наше мнение» (Минск).
«Белорусское государство в условиях кризиса показывает свою нефункциональность, не может вести себя адекватно ситуации. Лукашенко оказался крепким орешком только на словах. У нас просто беда совсем. Ничего же не делается, хотя в мире экономический кризис, пандемия затронула нас достаточно широко. И ну ни одного же решения не принято за все это время!» — заявила эксперт в комментарии для Naviny.by. По ее мнению, такое поведение властей делает Белоруссию более уязвимой, ослабляет ее независимость.
Гораздо более вероятно, что не Москва воспользуется ситуацией для выкручивания рук, а сам Лукашенко «побежит к России, будет просить помощь, опять вспоминать, как вместе гнили в окопах, рассказывать, как мы ужасно потерпели». В этом контексте возможно и возвращение к дорожным картам «углубления интеграции», предполагает Костюгова.
По мнению Карбалевича, попытки Кремля теснее привязать к себе Белоруссию будут наблюдаться и впредь, «но они будут носить уже более вялый, рутинный характер».
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.