В рамках совместного с Научно-просветительным центром «Холокост» проекта «Авторы Победы: последние страницы войны» мы продолжаем публикацию писем и дневников последних недель Великой Отечественной. Большинство из публикуемых документов было передано в Архив Центра «Холокост» из семейных архивов граждан постсоветских республик, Израиля и США. В изданных Центром пяти сборниках «Сохрани мои письма…» в 2007–2019 годах было опубликовано свыше 1500 писем и 1000 фотографий, около 30 дневников — в том числе присланных из Иерусалима, Тель-Авива, Хадеры, Реховота и Ашдода. Просим наших читателей направлять в Центр «Холокост» оригиналы и электронные копии своих семейных реликвий по адресам: romazhigun@mail.ru или arch-holofond@mail.ru
20 апреля 1945 года
«НЕ ХВАТАЛО ТОЛЬКО ОДНОГО — ЧТОБЫ РЯДОМ СИДЕЛА КАКАЯ-НИБУДЬ БАРЫШНЯ»
Александр Юрьевич Цвей
20 апреля, на пятый день Берлинской операции, дальнобойная артиллерия 1-го Белорусского фронта уже вела огонь по столице Германии. О штурме Берлина, в котором принимал участие и 1-й Украинский фронт, Совинформбюро сообщало лишь косвенно: «Центральная группа наших войск вела наступательные бои западнее реки Одер и реки Нейсе». Среди названий нескольких занятых городов современному читателю знаком разве что город Зеелов, хотя об ожесточенных сражениях на высотах вокруг него сводка умалчивала.
В одном из сообщений ТАСС говорилось: «В районе между Гейльброном и Нюрнбергом союзники взяли за 24 часа 8 тысяч пленных, в том числе трёх генералов и воинский эшелон с бойцами женских вспомогательных частей». Как раз в этот день Ставка Верховного Главнокомандования издала две директивы. В первой из них говорилось о введении знаков и сигналов для опознания при встрече советских и американо-английских войск, а в другой предписывалось «обращаться с немцами лучше».
Удавалось это нашим бойцам, преисполненным чувством мести, далеко не всегда. Но было немало и других примеров.
В этот день 19-летний старший лейтенант Александр Юрьевич Цвей отправил письмо матери в Москву из пригорода Кёнигсберга. 16 апреля он получил необычное задание — «командовать немцами». Его «хозяйственный взвод» состоял из более 300 военнопленных. Именно они собирали и хоронили трупы погибших в боях на берегу Балтийского моря.
Позднее Александр Цвей вспоминал: «Побеждённые немцы были дисциплинированы и покорны. Они добросовестно выполняли требуемую работу и даже взглядом не выражали какую-либо неприязнь ко мне».
Но писал он матери не об этом. Накануне командир полка вручил Александру его вторую награду — орден Отечественной войны II степени за бои в Польше (осенью 1944 года он был награждён орденом Красной Звезды за освобождение Белоруссии). По этому случаю награждённый собрал в своей квартире боевых друзей: «Вчера вечером дал ужин как в хорошем ресторане. Не хватало только одного — чтобы рядом сидела какая-нибудь барышня».
Можно предположить, что настроение у участников этого ужина было совершенно иным, чем на застолье в Берлине, состоявшемся в день написания письма Александра Цвея (а, может быть, даже и в тот же час?). На свой последний день рождения фюрер собрал в бункере под имперской канцелярией, погруженном на 15 метров в землю, немногочисленных гостей. В их числе были Геринг, Геббельс, Гиммлер, Борман, несколько генералов. Зато за столом присутствовала «барышня» — проходящая по официальным документам как «секретарша фюрера» Ева Браун…
Но об этом Александр Цвей узнает уже после войны. Её самые интересные эпизоды описаны в автобиографической книге «Вспоминая мгновения войны», вышедшей в 1996.
Автор посвятил мемуары внукам и десяти не вернувшимся с войны родственникам: «Считаю своим долгом вспомнить их поименно. Мои троюродные братья Моисей, Исаак и Соломон Перловы. Призванные в армию в сорок первом, все трое «пропали без вести» в 1942 г. Мамины двоюродные братья Семён и Соломон Перловы. Были старшими сержантами. Первый погиб 14.1.44. а второй 25.4.45, за несколько дней до конца войны. Жена получила похоронку 9 мая 1945 года. Братья моего отца Абрам (погиб на фронте) и Ефим Цвей (погиб в Крыму), Арон и Наум Галеркины (первый погиб в бою под Ленинградом в 1943 г., второй пропал «без вести» в 1941 г.) Муж моей родной тети капитан Исаак Головенчиц погиб под Ленинградом в 1943 г. Только одному мне посчастливилось вернуться с войны живым».
Старейший профессор МАДИ, писатель и публицист, руководитель ветеранской группы «Россия — Израиль» при Российском комитете ветеранов, он прожил яркую и интересную жизнь. Умер Александр Юрьевич Цвей 11 мая 2016 года, встретив 71-й День Победы.
Публикацию подготовили сотрудники Центра «Холокост» Илья Альтман и Светлана Тиханкина
Источник http://holocf.ru
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.