На днях в СМИ прошло сообщение, что по просьбе главы МВД Арье Дери в коронавирусных отелях-изоляторах отключили телевещание. Не знаю, насколько это верно: прямо гостиницы побежали исполнять каприз министра. Указания министров не выполняют даже их прямые подчиненные, а не то что владельцы частных отелей.
Но я в связи с этим сообщением хочу поговорить о другом.
Нет у меня сомнений, что духовные лидеры ультрарелигиозной общины Израиля крайне неодобрительно относятся к просмотру их "подопечными" телепередач, считая, что светское телевидение отвлекает от главного занятия еврея — изучения Торы.
Духовные наставники вообще не хотят какого бы то ни было чужого влияния на их подопечных, ревностно оберегают свою паству от контактов с чужими (как и в светских вузах профессора-леваки загрызут того, кто попытается проповедовать их пастве – студентам – иные ценности).
Это идет еще от Торы; мало кто обращает внимание, но первые пять из десяти заповедей именно об этом: не заводи других богов, не строй других кумиров и идолов, помни день субботний (то есть, не отходи от этой веры), почитай отца и мать (которые не позволят тебе уйти в другую веру). И только с шестой заповеди начинается что-то житейски-полезное для общества, а не только для клира: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй.
Почему раввины так ревностно защищают свою паству от информации? Потому что знают: при таких контактах их власти быстро придет конец, придет конец гетто, добровольному затворничеству. Плоды прогресса весьма и весьма соблазнительны.
И вот на этом я и построил бы грамотную, эффективную программу интеграции харедим в общество.
Когда в пик коронавируса в ортодоксальных городах и кварталах из-за скученности наблюдалась повышенная зараженность, просвещенный народ кинулся обвинять в этом самих пострадавших. (Апарт: в случае другой общины либеральные СМИ словами: расисты, фашисты, и т д - быстро заткнули бы критиков. Но религиозная община не входит в число их подзащитных).
В том, что община живет скучено, живет в нужде, что нет у каждой семьи достаточно большого дома или квартиры, чтобы каждому ребенку хватало бы по комнате, как в других секторах - виновны не они, а те самые круги, которые бросились их обвинять.
Три десятилетия я в Израиле - и все это время слышу, что нужно интегрировать ультраортодоксальную общину, называемую так же харедим, в израильское общество. Разговоров много, были даже попытки – но ничего не меняется.
Причин тому две. Во-первых, у послушного мощным пост-сионистским СМИ светского общества нет истинного желания интегрировать эту группу; СМИ выгодно, что есть сектор, натравливая на который можно набрать мандаты для "своих" партий, а после выборов фракции харедим можно затащить в пост-сионистскую коалицию, когда ее удается сколотить: так было в 1992–м при Рабине, в 1999-м при Бараке, 15 лет назад - при Шароне-2.
Вторая причина: даже те, кто искренне хотел бы интегрировать харедим в общество, не знают, как это сделать.
Себя я отношу к тем, кто искренне хочет интеграции харедим в общество, и в то же время знает, как это сделать.
Это нельзя сделать быстро, но тридцати лет вполне хватило бы. Не помогут законы; нельзя использовать дубинки, разгоняя и загоняя. Команды по отлову уклонистов от армии добиваются одного: постоянные конфликты, а ученики ешив предпочитают отсидеть в военной тюрьме, но не идти в армию. И даже если кто из них согласится надеть форму – ну, какая польза от солдата, который видит в службе в армии повинность?
Не помогут ультиматумы, лишения пособий.
Чтобы перечислить конкретные шаги, мне нужно больше информации, но я уже сейчас могу набросать основные принципы.
Следует понять, что этих людей в резервациях держат насильно не раввины-адморы-политики, а – светские власти своим правилом: не будешь сидеть в ешиве за долбежкой Торы, попытаешься найти работу – забреем в армию. Поэтому первое, что нужно сделать – снять эту угрозу, отменить глупейшее правило, по которому ешиботника призывного возраста забреют в армию при его попытке устроиться на работу.
Не спешите кричать: А как же справедливость! Справедливости лучше достигнуть другим путем: не наказывая тех, кто не служит, а помогая экономически тем, кто служит.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.