В мире формируется новый альянс: Турция, Пакистан, Малайзия и Катар. Этот союз отражает отход от традиционной модели, когда духовный и религиозный центр ислама находился в арабском мире.
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Имя беглого индийского салафитского проповедника Закира Наика малоизвестно на Западе. Наик, основатель Исламского исследовательского фонда в Мумбае, обвиняется индийскими властями в отмывании денег и разжигании ненависти.
Найк - популярный исламистский проповедник в своей стране. Его называют "самым влиятельным идеологом салафитов в Индии" и "ведущим салафитским проповедником в мире". Его отношение к гомосексуальности, отступничеству в исламе и евреям – одно из наиболее популярных среди исламистов. Наик призывает карать гомосексуализм и отступничество смертной казнью, евреев же он обвиняет в том, что они "контролируют Америку". Индийские власти располагают доказательствами того, что двое из семи исламистов, совершивших теракт Даке (Бангладеш) 1 июля 2016 года черпали вдохновение в его идеях.
Впрочем, дело не столько в самом беглом проповеднике. Его деятельность заслуживает внимания и интереса, поскольку проливает свет на новые и быстро формирующиеся связи в исламском мире. В частности, на новый кристаллизующийся альянс, который, по-видимому, будет иметь немалые последствия для Израиля и некоторых его партнеров в регионе и за его пределами.
Спасаясь от преследований в своей стране, Наик нашел пристанище в Малайзии, где получил статус постоянного жителя. Там, с одобрения и благословения местных властей, он сумел развить активную деятельность. Исламская партия Малайзии, в состав которой входят четыре министра действующего правительства, категорически отвергает саму возможность его экстрадицию, на чем настаивает Индия. По утверждению индийских СМИ, предоставление статуса постоянного жительства Малайзией беглому проповеднику было сделано по просьбе пакистанских властей. Указывается, что "Пакистан использует свои отношения с Турцией и Катаром для финансирования Закира Найка".
Наик, в свою очередь, не жалеет похвал в адрес Эрдогана. В 2017 году, на встрече с группой исламистов во главе с Неджметтином Эрдоганом Билалом, турецким бизнесменом и сыном президента Турции Реджепа Эрдогана, он назвал турецкого лидера "одним из немногих мусульманских лидеров, у которого хватает мужества открыто поддерживать ислам". "О, мусульмане, проснитесь. ...Пусть Эрдоган станет следующим лидером исламского мира", - заявил он.
Дебаты вокруг Наика проливают свет на растущее в последнее время сближение между тремя значительными мусульманскими странами - Турцией, Пакистаном и Малайзией. Новый альянс отражает сдвиг власти в исламском мире к периферии от его традиционного арабского центра. Анкара, Исламабад и Куала-Лумпур вместе с Дохой формирует союз, направленный на утверждение и распространение радикального суннитского политического ислама. По умолчанию, этот альянс направлен, главным образом, против Индии, Израиля и (на риторическом уровне) против христианского Запада. Главным его соперником за власть и сердца в исламском мире является Саудовская Аравия, которая традиционного доминировала в Организации исламской конференции, и ОАЭ.
Этот альянс начал кристаллизоваться сравнительно недавно. В конце сентября 2019 года Эрдоган, премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад и премьер-министр Пакистана Имран Хан встретились в кулуарах 74-й Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Трое лидеров договорились на этой встрече о создании англоязычного телеканала для борьбы с "исламофобией" на Западе.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.