Ровно 50 лет назад в ходе «войны на истощение» между Израилем и Египтом состоялось первое боевое столкновение израильских военных летчиков и военных летчиков СССР, воевавших на стороне Египта. Об истории спецоперации, называемой в Израиле «Римон-20», о том, как израильским летчикам удалось за шесть минут боя сбить пять советских МИГ-21 и последовавших затем политических решениях в эфире ITON.TV рассказывает военно-политический эксперт, экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Ведущий программы Александр Вальдман. Текстовая версия программы "Особая папка"
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Друзья, мы с вами на канале ITON-TV, в программе «Особая папка». Меня зовут Александр Вальдман. А у нас, в тель-авивской студии наш компетентный собеседник Яков Кедми.
- Яша, на днях, точнее, 30 июля исполнилось 50 лет знаменитому воздушному бою, получившему название «Операция «Римон-20», в котором встретились израильские и советские летчики, выступавшие на стороне Египта. Было сбито несколько российских самолетов, три русских летчика погибли. А почему советская авиация оказалась в нашем регионе?
- Не буду вдаваться в дебри. Советское правительство решило по просьбе Египта послать туда военно-воздушные силы (как часть войск ПВО), чтобы прикрыть определенные объекты Египта от израильских бомбардировок. Это был ответ на то, что израильские бомбардировки сдвинулись от области канала вглубь их территории и там пострадали несколько стратегических объектов.
Прибыла дивизия ПВО, в ней были три полка ракет земля-воздух и один полк истребительной авиации, передислоцированный с Украины; порядка 90 самолетов. Летчики готовились в Туркмении (условия жары и пустыни) к тому, что они будут здесь около 3 месяцев.
Само столкновение произошло по инициативе здешнего советского командования. Дело в том, что египтяне и русские заметили, что израильтяне, если находятся в небе одновременно с советскими самолетами, предпочитают не вступать с ними в бой, уходить от них. С египетскими – да, а с советскими – нет. Однако их патрулирование все больше прижимало наши самолеты. И, вероятно, было принято решение, на уровне командира дивизии точно, отогнать израильтян за канал. В израильском правительстве были против того, чтобы связываться с СССР, но командующий наших ВВС и начальник Генштаба настаивали, утверждая, что все равно от боестолкновения не уйти.
В конце концов, советские машины однажды погнались за израильским самолетом и подбили его. Он ушел. Но это была открытая атака против израильского самолета. После этого было заседание правительства Израиля, на котором приняли решение: атаковать!
Запланировали классическую авиационную засаду. Два «Фантома», вроде бы для фотосъемки должны были появиться на юге Египта. Наша разведка предполагала, что, когда они будут уходить, русские могут за ними погнаться. «Фотографировавшие» «Фантомы» были в полной боеготовности, и еще четверка «Фантомов» ждала неподалеку на малой высоте, где их не берут локаторы. И еще четверка «Миражей»-истребителей.
Так и получилось. Советские подняли самолеты. Сперва 8, два звена, потом еще одно – всего 12 машин. Поднялись и другие израильские и русские самолеты. Короче: в воздухе всего оказалось 38 машин. Высококлассных. МиГ-21, с новым улучшенным двигателем, которые Египту еще не давали. У нас – «Миражи» и «Фантомы».
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.