
Утро родины нашей розово,
Позывные летят, попискивая,
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие,
Им бы, гипсовым, человечины –
Они вновь обретут величие!
Александр Галич, "Ночной дозор"
Установив в 2009 году День памяти жертв сталинизма и нацизма 23 августа, Европейский парламент, по сути, провозгласил: процесс осуждающего вспоминания, в основе которого лежит моральное, центрированное на памяти жертв, отношение к трагическому и преступному прошлому, не может быть остановлен. Так должны воспитываться новые поколения европейцев.
Говоря "день памяти", мы исходим из того, что этот опыт в прошлом. Он проработан, осужден, преодолен. Иначе говоря, сталинизм и нацизм для европейских обществ – это история. В отношении нацизма это во многом так, хотя и эта память в сегодняшней Европе имеет актуальное политическое звучание и значение. А вот со сталинизмом дело обстоит совсем иначе. Он не ушел, наоборот – полностью восстановился.
Неосталинизм – одно из главных явлений сегодняшнего дня. У него есть новые жертвы, и число их множится. Беларусь и Россия – главные точки в восточноевропейском пространстве, где неосталинизм заявил о себе реваншистски, во весь голос. Неосталинизм – вот суть господствующих здесь режимов. В ловушке неосталинизма – миллионы людей; это чудовище угрожает их настоящему и будущему.
Совсем недавно, в конце 1980-х, в тех же пространствах происходили большие перемены. Европа их приветствовала, они работали на европейские свободу и единство. То, что творится теперь, столь же серьёзно. Европа уже не может чувствовать себя в безопасности. А потому это не просто белорусские или российские – это европейские дела.
23 августа это еще и общеевропейский день борьбы с современными европейскими диктатурами. День памяти их жертв, день памяти борьбы за свободу узников этих режимов. В какие-то моменты нашей послесталинской истории казалось, что это внутреннее зло укрощено, потерпело поражение. Сталинизм был прямо и безоговорочно осужден государством, вставшим на путь демократии и законности. Многие тогда решили, что под XX веком подведена черта и Сталин остался в прошлом. Страна одержала над ним победу. Вышла из диктатуры, этот опыт пережит и преодолен. Сейчас тот оптимизм кажется легкомысленным.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.