Неуместное хвастовство и национализм крупных фармацевтических компаний могут лишить блеска тот триумф, который одержало глобальное научное сообщество, создав эффективные вакцины от covid-19 всего за один год.
Крупные державы ведут грязную игру, сражаясь за превосходство в вакцинной гонке
На этой неделе Великобритании действительно было чем похвастаться, поскольку она стала первой западной страной, одобрившей массовое применение вакцины от коронавируса. Вчера, 4 декабря, пришла очередь России демонстрировать свое превосходство в борьбе с вирусом. В Москве открылись 70 «пунктов вакцинации», где российскую вакцину «Спутник V» смогут сделать себе медицинские работники, социальные работники и учителя, — то есть Россия обошла Великобританию со стартом программы массовой вакцинации населения как минимум на три дня.
Первых получателей вакцины в Великобритании — эта другая вакцина, которую производят в Бельгии немецко-турецкие ученые с использованием технологии, разработанной венгерским биохимиком, и продажей которой занимается американский фармацевтический гигант Pfizer, — пригласят на прививку самое ранее во вторник, 8 декабря.
Ситуация с коронавирусом постепенно меняется, и год несчастий и потерь вполне может завершиться на более счастливой ноте. Однако, вполне вероятно, вы еще не успели догадаться — учитывая ту критику, которая зазвучала в адрес Лондона и Москвы после принятых ими решений, — что на прошлой неделе мы действительно получили хорошие новости.
Ученые несколько месяцев настаивали на том, что разработка вакцины — это не гонка, что первый, кто ее разработает, вряд ли сможет удержать преимущество в долгосрочной перспективе и что в мире сейчас не должно быть места воинствующему национализму. Однако в тот момент, когда совместное немецко-турецко-венгерско-американо-бельгийское предприятие явило миру многообещающую вакцину-кандидата, Великобритания тут же запустила пробный шар, и каким-то образом международный триумф превратился в споры вокруг Брексита.
После нескольких месяцев успешного международного сотрудничества, поистине международной научной кампании по борьбе со смертоносной пандемией, неужели было действительно уместным со стороны британского министра здравоохранения Мэтта Хэнкока (Matt Hancock) вопреки фактам заявлять, что Великобритания быстрее всех одобрила массовое применение вакцины, потому что «мы вышли» из Евросоюза?
Решение британского Управления по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения одобрить массовое применение вакцины компании Pfizer было радостно встречено многими британскими учеными, назвавшими его шагом, который позволит немедленно начать вакцинацию населения препаратом, обладающим доказанной высокой эффективностью.
Тем не менее, все это быстро погрузилось в болото политической злости. Сразу же во много раз увеличилось количество обвинений в чрезмерной спешке, грязных трюков и завистливых соперников. Заявление Хэнкока о том, что Великобритании не нужно было соблюдать правила Евросоюза, было опровергнуто главой Управления по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения, доктором Джун Рейн (June Raine), которая напомнила министру: «Мы смогли санкционировать применение вакцины в соответствии с требованиями европейского законодательства, которые действуют до 1 января».
Даже Энтони Фаучи (Anthony Fauci), главный американский эксперт по covid-19, высказал предположение (позже оно было удалено), что принятое в Соединенном Королевстве решение о массовом применении вакцины стало поспешным — по сравнению с более надежными нормами, действующими в Соединенных Штатах. Полномасштабная вспышка так называемого «вакцинного национализма» началась после того, как министр образования Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) заявил, что Великобритания «намного лучше» Франции, Бельгии и Америки. Нетрудно представить себе, как на прошлой неделе, глядя на пузырек со «Спутником V», президент Путин радовался разногласиям внутри Запада.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.