Не впервые за последние месяцы сирийские СМИ сообщают об израильских воздушных атаках - в основном, "по целям в южном регионе", как правило, по объектам, связанным с Ираном
Действительно, юг Сирии долгое время был ареной яростной борьбы между несколькими державами, при этом Израиль - по молчаливому соглашению России и США - пытался не допустить попадания этой территории под контроль Ирана. "Сирия сейчас живет в подвешенном состоянии. Нет сражений в обычном понимании этого слова, но нет и мира, который позволил бы эффективно вести процесс восстановления. Любое размышление о Сирии приводит нас к сложному комплексу проблем, в основе которых стоит Иран и его влияние в этой стране".
Высказывание, опубликованное недавно в газете "Аль-Масри аль-йоум", принадлежит, ни много ни мало, сирийскому журналисту Хасану Исмиху, близкому к семье президента Башара Асада. Трудно сказать, насколько оно представляет официальную позицию, но близость Исмиха к сирийским властям может указывать на то, что Асад пытается дать понять: Иран является бременем не только для суннитских арабских государств, но и для Сирии. В той же статье журналист поясняет, что все попытки Запада испортить отношения Дамаска с Тегераном провалились. "Политика Запада в отношении Сирии, предпринятые против нее методы изоляции и давления, напротив, лишь углубили связь "Сирия-Иран". Самый важный вопрос - почему западные страны, на протяжении десятилетий проводя по отношению к Сирии одну и ту же внешнюю политику и не учитывая динамики событий на Ближнем Востоке, ожидают результатов?"
Далее Хасан Исмих подробно описывает различия между Сирией и Ираном - от секуляризма до религии, от шиитов до суннитов. По его словам, даже сирийские элиты не одобряют заявления высокопоставленных иранских официальных лиц о том, что Тегеран фактически спас Сирию, и без него ее бы уже не существовало. Эти и многие другие факторы делают сирийско-иранский альянс бременем для Дамаска, который, по-видимому, осознает опасность отношений с Ираном на всех уровнях - политическом, военном и культурном, что делает сближение с Западом (включая Израиль) вполне возможным и даже разумным. Журналист цитирует госсекретаря США 1970-х годов Генри Киссинджера, сказавшего, что мир на Ближнем Востоке не может быть достигнут без Сирии и говорит о возможности удаления Ирана из региона, разрыве связей между ним и "Хизбаллой" и т.д. Однако в реальной жизни Иран продолжает поставлять в Сирию тяжелые вооружения, а вопрос вывода Сирию из "шиитской оси" и возвращения в объятия суннитского арабского мира остается открытым. И это притом, что три четверти населения страны составляют сунниты, а шиитов-алавитов, к которым принадлежит сам Башар Асад и многие высокопоставленные лица государства, всего 12 процентов. В последние дни мы стали свидетелями примирения - после многих лет разногласий и враждебности - между Саудовской Аравией и Катаром. Позволительно представить и то, что сотрудничество суннитских государств в деле восстановления Сирии может привести к тому, что эта страна пересмотрит свою политику в отношении Ирана и отберет у него лицензию на свободу действий на своей территории.
Между тем, реальность никак не подтверждает высказанные дамасским журналистом предпосылки.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.