Ментальность человека определяется проблемами, с которыми он сталкивается, общность людей определяется общностью их ментальности.
Шимон Перес
На первый взгляд все просто: евреи - народ, израильтяне - нация. У каждого израильтянина в его паспорте стоит
אזרחות - ישראלית
И, на всякий случай, временно, конечно, пока иврит не стал таким же языком международного общения, как английский, рядом написано:
Nationality - ISRAELI.
В этих понятиях царит большая путаница, по крайней мере по отношению к евреям. Путаница началась в начале прошлого, ХХ, века, когда появилось такое не мыслимое ранее явление как светский еврей. Раньше понятие еврей и иудей были тождественны, и был приговор: "Жид крещеный - что вор прощеный". Общепринято, что понятие нация появилось вместе с появлением государств в современном смысле этого слова.
А национальность?
А как быть с многонациональными государствами?
А как быть с "советскими гражданами еврейской национальности", многие из которых, как выяснилось начиная с 70-х годов того, прошлого, века, не очень-то хотели быть "советскими"? Есть страны, которые многонациональности не признают. К примеру - Франция, где все французы. Это обстоятельство помогло выжить многим французским евреям в Холокосте - не было учета граждан по их конфессиональной принадлежности. А вот в соседних Нидерландах, где население много сильнее пыталось препятствовать уничтожению своих евреев, процент погибших евреев был много больше - их было просто определить по записи о принадлежности к конфессии. Вопросы… Но в основном это вопросы схоластические, или, в лучшем случае, из сферы лингвистики.
Эта статья, толчком к написанию которой послужила недавно опубликованная в Мастерской статья Льва Мадорского: "Есть такая нация, или восьмая задача тысячелетия" совсем о другом - смотри заглавие. (Автор благодарит Льва за подталкивание к давно интересующей его теме). И я не буду здесь о том, что название статьи Льва не точно - по сути он пишет не о нации, а о народе. Я буду о другом.
В мае 1996 года Шимон Перес, этот вечный "лузер" израильских выборов, проиграв чуть меньше 1% победителю выборов Биньямину Нетаниягу, в интервью газете "Гаарец воскликнул с раздражением: "Евреи победили израильтян!"
Абсурд? Не совсем.
Держа в уме создание Еврейского государства, сионисты долгое время, до Билтморской декларации 1942 года, говорили не об Еврейском государстве, а об Еврейском доме (или очаге). И это должен был быть "Еврейский дом" для тех евреев, которые захотят жить среди своих. Другими словами - для евреев-сионистов. А их было тогда не так уж и много. К примеру в 1917 году, на момент принятия Декларации Бальфура из около 300 тысяч британских евреев сионистами считали себя 8 тысяч, в 3-х миллионом американском еврействе в 1918 г. в Федерации американских сионистов состояла 147550 членов, а через 15 лет, перед приходом Гитлера к власти, на полмиллиона немецких евреев приходилось около 20 тысяч сионистов. Главное для создателей будущего Еврейского государства было "перевернуть пирамиду" - изменить сложившуюся в странах рассеяния искаженную социальную структуру, пирамиду, у которой "верхушка" (коммерсанты, финансисты, представители свободных профессий) чрезвычайно велика, а "основание" (земледельцы и рабочие) почти отсутствует. Без этого ни о каком функционировании Еврейского дома, не говоря уже о создании Еврейского государства, речь идти не могла.
Вся идеология Ишува, вся прекрасная система воспитания, были направлены на воспитание Нового Еврея, Человека Реального (физического) Труда, еврея, ставшего израильтянином. Получилось!
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.