Иран может годами ждать подходящей возможности, но это не значит, что режим в Тегеране не воспользуется удобным случаем, чтобы нанести удар по противнику.
Семь лет назад приближенный к аятолле Али Хаменеи депутат иранского меджлиса заявил, что "Иран уже контролирует четыре арабские столицы". Свое заявление он сделал после того, как племенные формирования хуситов, поддерживаемые Тегераном, захватили столицу Йемена Сану. Какие новые арабские страны могут стать мишенью Ирана в ближайшем будущем?
Иранцы обладают завидной выдержкой и готовы дожидаться годами для реализации своих устремлений, но точно не упустят представившуюся им возможность. Нет сомнения, что особый интерес Ирана вызывает Саудовская Аравия - страна, где расположены два святых городах исламского мира, Мекка и Медина. И точно также нет сомнения, что американские политики и дипломаты недооценивают решимости Тегерана: возрождение "ядерной сделки" ни коим образом не означает, что иранский режим готов отказаться от своих планов по завоеванию региона.
На сегодняшний день Иран контролирует Ливан (посредством "Хизбаллы"); Ирак (посредством проиранских партий и военизированных формирований); в значительной степени - Сирию, чей правитель обязан иранцам своим спасением и выживанием; и Йемен, где хуситы наращивают боевые действия, стремясь утвердить контроль над имеющим стратегическое значение проливом Баб-эль-Мандеб между Красным морем и Аденским заливом. Баб-эль-Мандеб соединяет Средиземное море с Южной Азией и Дальним Востоком через Суэцкий канал.
Кто на очереди? Не исключено, что это будет Бахрейн. Большинство населения здесь - шииты, и, если Иран почувствует, что США дают слабину, вполне может проверить решимость нынешней администрации. Если это произойдет, и США не поддержат саудовские усилия по отражению иранского вторжения, это станет серьезным ударом по стабильности всего региона. Снятие или ослабление санкций может быть воспринято в Тегеране как карт-бланш на экспансию. Какой бы жесткой ни была риторика Байдена и его окружения, в суннитских государствах Ближнего Востока сомневаются, что эта администрация пойдет на сколько-нибудь решительные действия. Тимоти Лендеркинг, специальный посланник США в Йемене, заявил, что США "не позволят превратить в мишень Саудовскую Аравию", имея в виду увеличение числа атак на королевство посредством ракет и беспилотников. Тем не менее пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки высказалась в совершенно ином ключе. "Мы с самого начала ясно дали понять, что собираемся изменить наши отношения с Саудовской Аравией", - заявила она. Иранцам это, несомненно, пришлось по вкусу.
Сегодня администрация Байдена посылает противоречивые сигналы Израилю и демонстрирует открытую неприязнь к государствам Персидского залива.
Госдеп, вычеркнув хуситов из списка террористических организаций, призвал их "прекратить расправы над мирным населением" и "воздерживаться от дестабилизирующей активности". Несомненно, это просто насмерть перепугало иранцев…
Послание Ирану из Белого дома предельно ясно: возвращайтесь к "ядерной сделке" и противодействие вашей политики не выйдет за пределы ничего не значащей риторики. Мы закроем глаза на ваши ракетные разработки, атаки на союзников США, подрыв суверенитета Ирака, вопиющее нарушение прав человека, расправы над гомосексуалистами и женщинами, убийства политических оппонентов. Ничего, кроме пустого осуждения. Т.е., возвращение к курсу Барака Обамы. Вспомним пресловутые "красные линии" Обамы в отношении Сирии, после которых доверие к США в мире упало до низшей точки.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.