Арабы не стали сионистами и не полагают, что Израиль прав в конфликте, но уже не готовы оказывать палестинцам поддержку в ущерб своим интересам.
Подпишитесь на наш телеграм-канал
После десяти лет руководства Институтом исследований национальной безопасности при Тель-авивском университете генерал запаса Амос Ядлин покидает этот пост, только в свои 69 лет вовсе не собирается прекращать деятельность на благо государства. Своими планами он пока не хочет делиться, но согласился побеседовать на более актуальные для него и всех нас темы, касающиеся обороны страны и расклада стратегических сил в регионе
Прежде чем перейти к беседе, стоит напомнить, что до прихода в институт Амос Ядлин в течение нескольких лет возглавлял АМАН - военную разведку генштаба ЦАХАЛа, куда пришел после 33 лет службы в военно-воздушных силах Израиля, пройдя путь от боевого пилота до главы штаба ВВС. Ядлин принимал участие в Войне Судного дня, в Первой и Второй ливанских войнах, в антитеррористических операциях, а также в легендарной бомбардировке иракского ядерного реактора в 1981 году. В последние годы возглавляемый им институт переживал особо напряженные времена: занимался, среди прочего, изучен
ием военных операций, анализом новых отношений с соседними странами, иранской ядерной программой и сменой правительства в США.
- Хотите узнать о вкладе института? - спрашивает он. - На протяжении многих лет мы считали, что пока прагматичные арабы не получат ответ по палестинской проблеме, шансы на улучшение отношений с ними невелики. Но как ни парадоксально, мирный план президента Трампа, предполагавший 30-процентную аннексию "территорий", дал Израилю в руки карту, благодаря которой мы смогли предложить арабам взамен аннексии нечто существенное, и именно это сделало процесс урегулирования возможным. Хочу отдать должное исследователям нашего института: изучив план Трампа, мы сказали, что аннексия в том виде, в каком смотрится на карте, исключает возможность создания двух государств. Мы начали говорить с американцами и нашими министрами о том, что есть удачная возможность реализовать консенсус в отношении 3-5 процентов признания израильского суверенитета над поселенческими анклавами. Но мы можем и отложить этот вопрос, если суннитские государства заключат с нами мирные соглашения. Данная идея была принята и позволила арабам сделать шаг вперед. Впервые за четверть века заключен мирный договор с арабским государством, который, помимо прочего, отправил на свалку истории утверждение о том, все происходящее на Ближнем Востоке напрямую зависит от состояния израильско-палестинского конфликта. Таким образом, у палестинцев отнято вето на нормализацию отношений Израиля с арабскими государствами.
Когда я прежде встречался с арабскими официальными лицами, они всегда ставили палестинский вопрос первым номером. И мы не знали, связано это с официальным протоколом, или данный вопрос их действительно беспокоит. Сейчас они, конечно, не стали сионистами и не полагают, что Израиль прав в конфликте, но уже не готовы оказывать палестинцам поддержку в ущерб своим интересам. Они видят пример технологического прорыва молодого еврейского государства и не хотят плестись в хвосте мировой экономики. Думаю, тот факт, что Израиль поддерживает отношения со все большим количеством арабских стран, поможет и палестинцам возобновить политический процесс.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.