Новое правительство, по всей видимости, изменит тактику в отношении сделки с Ираном. Вместо открытого противостояния оно будет пытаться влиять исподволь на позицию Запада
Публичные заявления нового главы правительства в отношении Ирана на первый взгляд мало чем отличаются от заявлений его предшественника. Практически та же риторика, те же обещания любой ценой предотвратить любые опасности, исходящие от заклятого врага еврейского государства. "Пока мы погружены в наши внутренние проблемы, величайшая угроза Израилю набирает силу, а иранская ядерная программа достигла критической отметки, - заявил Беннет, выступая с первой речью в Кнессете. – Возвращение к ядерной сделке с Ираном - это ошибка, которая снова придаст легитимность одному из самых дискриминационных и жестоких режимов в мире. Израиль не позволит Ирану создать ядерное оружие. Мы не являемся участниками соглашения и сохраняем полную свободу действий".
Голос нового премьера был, конечно же, другим - у Беннета нет баритона Нетаниягу, который придает словам большую значимость, - но послание было абсолютно тем же, что прежний глава правительства озвучивал в течение многих лет.
Слушая Беннета на первом рабочем заседании нового кабинета, можно было легко представить, как Нетаниягу отреагировал бы на избрание нового президента Ирана Ибрагима Раиси. По словам Беннета, избрание Раиси - это "последний шанс для мировых держав проснуться прежде, чем вернуться к ядерному соглашению, и понять, с кем они имеют дело. Эти ребята - убийцы, массовые убийцы. Режим палачей никогда не должен получить в свое распоряжение оружие массового уничтожения, которое позволит ему убивать уже не тысячи, а миллионы людей. Позиция Израиля по этому поводу никогда не изменится".
Но хотя риторика может оставаться неизменной, Израилю предстоит столкнуться с новой реальностью, в которой США возвращаются к ядерной сделке, снимают санкции с Тегерана и фактически предоставляют карт-бланш иранскому режиму. Нетаниягу открыто выступал против любых соглашений США с Тегераном и был готов ради этого пойти на конфликт с Белым домом. Новое правительство Израиля демонстрирует, что намерено идти другим путем: не выступая публично против планов Вашингтона, оно попытается убедить администрацию Байдена-Харрис в нецелесообразности и опасности такой сделки.
По сообщению 13-го канала ТВ, Беннет снял запрет Нетаниягу на обсуждение ядерной сделки членами своего правительства и сотрудниками службы безопасности. Нетаниягу стремился максимально дистанцироваться от соглашения и не быть связанным никакими обязательствами. Новое правительство, напротив, будет пытаться участвовать в дискуссиях и влиять на ход переговоров.
Это изменение политики в отношении переговоров между Вашингтоном и Тегераном происходит на фоне предупреждения трех высокопоставленных сотрудников разведслужб о том, что в случае отказа Израиля повлиять на сделку, она может оказаться для нас даже хуже, чем первоначальный Совместный всеобъемлющий план действий (официальное название соглашения), подписанный в 2015 году.
По словам журналиста "Аарец" Амоса Харела, бывший директор военной разведки Аарон Зеэви-Фаркаш, бывший глава Комиссии по атомной энергии Гидеон Франк, и один из ведущих израильских ядерных экспертов Ариэль Левите уверены: США, Великобритания, Германия и Франция хотели бы услышать мнение израильских специалистов, но Нетаниягу не позволил своим помощникам озвучить его, предпочитая идти на прямую конфронтацию с Западом по этому вопросу.
Согласно представленному ими отчету, США готовы отменить большую часть санкций, введенных администрацией Трампа, в обмен на готовность Ирана отказаться от некоторых шагов, которые он предпринял с тех пор, как США вышли из сделки в 2018 году. Авторы отчета считают, что это будет иметь опасные последствия для Израиля: "время предупреждения" о возобновлении иранских усилий по созданию ядерного оружия будет сокращено и, соответственно, ограничит пространство для маневра по предотвращению угрозы.
В интервью газете "Едиот Ахронот" Зеэви-Фаркаш сказал, что главной причиной публикации отчета было осознание того, что "в трех европейских странах и в США есть высокопоставленные чиновники, которые не понимают молчания израильских дипломатов".
"Как происходит, что при подписании соглашения или возвращении к соглашению 2015 года по вопросу, по нашему мнению, представляющему величайшую угрозу безопасности Израиля, наш голос не слышен?", - вопрошает он.
По словам Зеэви-Фаркаша, если Израиль не будет сотрудничать с США и европейскими державами уже сейчас, они скажут позже, что Иерусалим имел возможность повлиять на соглашение в процессе его разработки, но не воспользовался ею и теперь, как следствие, должен "просто заткнуться".
"Израиль не является участником соглашения и не обязан его выполнять, - сказал он. - Но мы обязаны выразить свое мнение, чтобы попытаться изменить хотя бы часть наиболее проблемных положений. Выражение своего мнения вовсе не свидетельствует о том, что мы его поддерживаем".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.