В январе 2017 года обстановка в русскоязычной редакции радио РЭКА, как и во всем Гостелерадио, была очень нервозной. В ожидании реформы для создания новой корпорации общественного вещания число ставок на радио за несколько лет сократилось вдвое: когда кто-то выходил на пенсию, его никем не заменяли.
Оптимисты считали, что реформа оздоровит ситуацию, позволит привлечь новых сотрудников, повысить качество вещания, а может быть, даже осуществить давнюю мечту и превратить «русское» радио в отдельную станцию с круглосуточным вещанием. Пессимисты ограничивались убеждением, что в любом случае хуже не станет.
Ошиблись и те, и другие: новому руководству хватило четырех лет, чтобы радио РЭКА из голоса репатриантов превратилось в их отголосок на задворках. Флагман русскоязычной журналистики, всего 10 лет назад занимавший третье место в общенациональном рейтинге радиостанций – после «Решет бет» и «Галей ЦАХАЛ» – теперь вообще не сообщает свой рейтинг. Хвастаться больше нечем.
На днях «ХаАрец» опубликовала расследование того, что творится в корпорации «КАН». Косвенным – но очень ярким! – показателем отношения к «русской улице» в ивритоязычных СМИ стало то, что даже в такой огромной статье, где было уделено внимание конфликтам на разных станциях и в подразделениях корпорации, не было ни слова о радио РЭКА, призванном отражать интересы сотен тысяч граждан Израиля.
«Детали» восполняют этот пробел. Сотрудники радио РЭКА рассказали нам о бедламе, творящемся в их редакции. Они сделали это на условии анонимности, боясь мести со стороны руководства – вплоть до увольнений. Есть горькая ирония в том, что журналисты, сама профессия которых предполагает смелость в обсуждении любых проблем общества, оказались незащищенными перед лицом тех, кому позволили ими руководить.
Русский язык на «русском» радио – необязателен
Человека, который несет ответственность за все случившееся с радио РЭКА, зовут Ли-Ор Авербах. Бывшему журналисту, успевшему поработать в ряде других редакций, включая Учебное телевидение, которым руководил нынешний гендиректор«КАН» Эльдад Кобленц, удалось занять пост директора РЭКА, невзирая на очень слабое знание русского языка. С тех пор под крылом Кобленца карьера Авербаха росла в обратной пропорции его успехам на «русском» радио: чем хуже там – тем выше он. Сегодня Ли-Ор уже дорос до управления всеми радиостанциями корпорации «КАН» (кроме новостной).
Нехватка управленческого опыта не помешала Авербаху пройти формальный конкурс. Он же позднее принял на должность главного редактора РЭКА Яну Кантор, которая собрала со своих коллег крупные суммы денег и оказалась под судом. Но до самого последнего времени директор не знал, что подобное творится в его коллективе.
Когда Кантор после скандала покинула свой пост, главным редактором радио РЭКА стала Аллегра Амадо Бен-Ицхак. Русского языка она вообще не знает, и ссориться с начальником не собирается, даже когда его решения поражают сотрудников отсутствием логики.
Еще одна удивительная особенность кадровой стратегии Ли-Ора Авербаха заключается в жестком разделении ролей: явный дефицит ставок усугубляет избыток начальников, которые сами не ведут передачи, но дают советы и выставляют требования. Времена, когда главред мог совмещать работу в эфире с административными обязанностями, на этом радио давно прошли.
«На тебя оказывают такое давление, что в какой-то момент думаешь – может, ты в самом деле плохо работаешь? Сразу три разных руководителя с разными точками зрения дают тебе ценные указания, как составить программу», – разводит руками один из журналистов.
Ставки сделаны – ставок больше нет
Сегодня радио РЭКА – это 11 часов прямого эфира ежедневно: с 7:00 до 12:00, с 15:00 до 19:00, и с 22:00 до полуночи. К этому добавляются ночные повторы, которые, хотя и идут в записи, но нуждаются в дополнительном редактировании.
В лучшие времена, в 1990-е годы, подобный объем работы на РЭКА выполняли около 60 сотрудников. В плохие, в 2010-е – около 30. Сейчас осталось около 15 человек, из которых многие работают на частичной ставке. То есть ставок, похоже, еще меньше, а сколько – в редакции не знают.
«Даже когда все наши сотрудники на работе, ты чувствуешь себя распятым, как морская звезда. А стоит кому-то выйти в отпуск или заболеть, как все превращается в апокалипсис. Программу могут остановить, потому что ни ведущего, ни редактора, ни продюсера некем заменить», – описывает ситуацию один из сотрудников.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.