На протяжении десятилетий Иран активно поддерживал сирийский режим и способствовал его выживанию. В последние годы иранцы начали активнее подчинять себе Сирию, создавая здесь военные базы и перебрасывая сюда подразделения КСИР. Насколько интенсивно идет этот процесс, какова политика арабских стран и США, и к чему следует готовиться Израилю?
Сет ФРАНЦМАН
Сирия все больше превращается в объект противоборства между двумя соперничающими лагерями. С одной стороны, арабские страны стремятся вернуть эту страну в лоно арабского мира. С другой, Иран и его марионетки все больше укрепляют здесь свое влияние. Таким образом, Сирия оказывается на перепутье, и то, каким путем пойдет режим этой страны, в немалой степени повлияет на интересы Израиля.
Арабские страны заинтересованы в том, чтобы хаос и гражданская война здесь закончились, и сохранивший власть режим Асада стал частью арабского суннитского лагеря. Это непростая задача, учитывая, что поддерживаемые США Сирийские демократические силы все еще сохранили влияние к востоку от Евфрата, в то время как Турция контролирует и оккупирует часть северной Сирии в провинции Идлиб. По-прежнему массы беженцев находятся за пределами государства, сирийский режим сам по себе слишком слаб и беден, чтобы восстановить разрушенную десятилетиями кровопролитной войны страну, а Иран и Россия в значительной степени определяют политику Дамаска.
Тегеран укрепляет свои позиции в Сирии, и это не может не беспокоить Израиль. Иран поддерживал Башара Асада на протяжении десятилетий и иранцы все активнее создавали базы и в Сирии, перебрасывая подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Сирию. Иран также поддерживает шиитских ополченцев и способствует развертыванию "Хизбаллы" на границе с Израилем в районе Голанских высот. Фактически Иран опутал Сирию своими щупальцами, шаг за шагом поглощая ее.
Израиль, в свою очередь, всячески препятствовал этому, нанося удары по иранским объектам в этой стране. Еще в августе 2017 года бывший глава ВВС генерал-майор Амир Эшель заявил, что Израиль неоднократно наносил удары по автоколоннам, направлявшимся в Сирию. В общей сложности, за пять лет было на тот момент совершено около ста авиа-вылетов. Сегодня Эшель является генеральным директором министерства обороны.
С течением времени количество авиаударов возрастало. В январе 2019 года бывший начальник штаба Гади Эйзенкот сказал в интервью New York Times, что Израиль нанес удары уже по тысячам иранских целей в Сирии. Очевидно, что увеличение количества атак с почти сотни за пять лет до тысяч к концу 2019 года представляет собой значительный рост активности. Интенсивность авиаударов совпала с усилением позиций Ирана в Сирии в 2018 и 2019 годах. Иран создал предприятие по сборке дронов на базе Т-4 в Сирии и использовал беспилотник для проникновения в израильское воздушное пространство в феврале 2018 года. Во время конфликта в мае того же года Иран снова использовал беспилотник, вторгнувшийся в воздушное пространство Израиля в районе Бейт-Шеана.
Иранцы также предприняли попытки перебросить модернизированную систему ПВО "Хордад" на уже упомянутую выше базу Т-4 в Сирии в апреле 2018 года. Осенью 2019 года Иран перебросил боевиков "Хизбаллы" на границу с Израилем для запуска дронов в воздушное пространство нашей страны, что вынудило ЦАХАЛ принять ответные меры и подвергнуть атаке пункт развертывания беспилотников. В том же 2019 году иранцы посредством дронов атаковали нефтеперерабатывающее предприятие в Саудовской Аравии, выведя его из строя.
Спутниковые снимки, которые все чаще появлялись в средствах массовой информации в 2018 году, в том числе, и снимки после авиаудара в районе Альбукамала (город на востоке Сирии, на границе с Ираком – прим. переводчика) и объектов возле Дамаска, указывают на то, сколь далеко продвинулся Иран в утверждении своего присутствия в Сирии. В частности, иранцы построили военную базу под названием Имам Али на сирийской границе с Ираком.
Еще в ноябре 2017 года BBC на основании западных разведданных продемонстрировала, что Иран строит "базу на территории, используемой сирийской армией, недалеко от Эль-Кисвы, в 14 км. к югу от Дамаска и в 50 км. от границы с Израилем".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.