Слово "хасид" для описания человека, тщательно выполняющего все заповеди, упоминается ещё в Талмуде. Мы уже публиковали первую часть нашего путеводителя, в которой рассказывали про общину "литваков", или "митнагдим" - как их называют хасиды.
Настало время поговорить и про хасидов.
"Литваки" шутят, что хасидское правило "не изучать Тору в рождественскую ночь, чтобы силы от этого учения не пошли на пользу христианству" - совершенно лишнее. Дескать, хасиды и так никогда не изучают Тору как следует.
Это редкий пример шутки, в которой нет и доли правды. Немало хасидов изучают Тору с утра до вечера, и даже посылают своих детей в "литовские" ешивы, чего ранее никогда не было.
Хасидизм (от ивритского слова "хасид", что означает "благочестивый") - это религиозное течение, которое возникло как движение духовного возрождения в Западной Украине в 18 веке и быстро распространилось по Восточной Европе.
Слово "хасид" для описания человека, тщательно выполняющего все заповеди, упоминается ещё в Талмуде. Движение "хасидей Ашкеназ" (благочестивые евреи Германии) существовало ещё в 13-14 веках, однако в него входило не более сотни человек.
Движение же хасидизма, основанное Исраэлем бен Элиэзером Баал-Шем Товом, захватило сотни тысяч евреев.
Современный хасидизм известен своим религиозным и социальным консерватизмом, а также социальной изоляцией. Члены хасидских дворов строго придерживаются как ортодоксальных еврейских обычаев, так и традиций восточноевропейских евреев, включая особый стиль одежды и сохранение языка идиш.
В Иерусалиме представлены восемь крупнейших хасидских дворов (кроме них, представлены ещё множество мелких, но они исчислению не поддаются).
Самая большая группа - гурские хасиды (выходцы из польского городка Гура-Кальвария, что под Варшавой). По всей стране их насчитывается примерно 110 000 человек.
На втором месте - хасиды Белзского двора (Белз - маленькое местечко неподалёку от Львова). Всего их примерно 50 000 человек.
На третьем месте по численности - вижницкие хасиды. (Вижница - посёлок в Черновицкой области). В Иерусалиме их немного, основные центры вижницких хасидов расположены в Бней-Браке).
Также в столице присутствуют бреславские хасиды - их точное количество также не поддается учёту, поскольку они разделены на несколько "направлений". Старые бреславские хасиды, говорящие на идише, преимущественно посещают "шуль" - синагогу на Меа Шеарим. Новые члены этого движения (преимущественно из сефардов) посещают самые разные синагоги, так что пересчитать бреславских хасидов не получается; однако можно предположить, что речь идёт о десятках тысяч человек.
В Иерусалиме также присутствуют небольшие общины любавических хасидов (ХАБАД), Слоним, Александров, Боян, Карлин, а также "Толдот Аарон".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.