Еще до того как вступили в силу новые критерии минфина и министерства экономики по предоставлению субсидий на оплату яслей для детей до трех лет, газета "Маарив" провела исследование с целью выяснить, какими последствиями обернулось это нововведение
По данным "Маарива", в настоящее время под надзором министерства экономики действует 4000 яслей, в которые ежедневно приводят свыше 22.000 младенцев. 40% этих заведений находится в ультраортодоксальном секторе.
Как известно, напоминают авторы исследования, Авигдор Либерман поставил условием получения субсидий наличие двух работающих не менее 24 часов в неделю родителей. Он надеялся, что эта мера побудит аврехов оставить колели и выйти на рынок труда. Однако этого не произошло и, скорее всего, не произойдет. Напротив, многие ультраортодоксальные еврейки предпочли либо оставить работу, либо значительно сократить рабочие часы, чтобы самостоятельно присматривать за самыми маленькими детьми. Таким образом, констатирует "Маарив", данная мера, которую харедим называют "одной из казней Либермана", вероятнее всего, приведет к резкому сокращению числа работающих женщин-ультраортодоксов. И это, притом что в последние годы доля работающих женщин в харедимной общине составляла 74%, что заметно выше среднего показателя по стране, и 50% мужчин.
Один из авторов исследования - журналист Юваль Банго - отмечает: хотя решение об отмене субсидий было отсрочено и оспорено в БАГАЦе, сразу после его публикации в среде харедим началась паника, многие просто не стали записывать малышей в ясли, в результате чего часть из них закрылась, а в других был зафиксирован существенный недобор воспитанников. При этом редко увеличилось количество так называемых "пиратских" яслей, в которых работа нянечек оплачивается черным налом, нет необходимых страховок, а подчас и нормальных условий для содержания детей. Вряд ли нужно говорить о том, какими опасностями это чревато.
"Разумеется, закрылись не все ясли-сады, - констатирует Банго. – В Модиин-Илите, где аврехи составляют большинство мужского населения, еще действуют 76% яслей, которые работали год назад. В Бней-Браке закрылись 10% яслей, еще 15% находятся на грани закрытия. Несмотря на то, что тарифы в яслях снизились более чем на 20%, абсолютно во всех большой недобор".
- Главными пострадавшими от этой "казни" стали, несомненно, работницы яслей и дети, - говорит хозяйка яслей-сада в Бней-Браке Лия Горен. – Неважно, что до января решение Либермана оставалось только на бумаге, людей напугала неопределенность, и они стали забирать детей из садика. Почти всюду недобор составляет 50% и выше. Таким образом, мы просто остались без средств к существованию. Тот, кто думает, что мы хорошо зарабатывали, ошибается. Если учесть, что в Бней-Браке рабочий день в яслях длится 11 часов, в течение которых каждая нянечка в среднем присматривает за пятью малышами, то наша почасовая оплата составляла минимум или даже меньше минимума в час. Проблема заключается в том, что при этом ты считаешься независимым предпринимателем, а не наемной работницей, то есть никакой помощи от государства тебе не положено. Хотя, по сути дела, какие мы предпринимательницы?
В конце 2021 года работницы яслей, находящихся под опекой министерства экономики и получающих субсидии, объединились в ассоциацию, которая требует признать их наемными работницами и гарантировать соблюдение по отношению к ним трудового законодательства даже в случае недобора воспитанников. В минфине пока категорически отказываются выполнить это требование. В то же время работницы яслей говорят, что эти требования – только начало. На следующем этапе борьбы они намерены потребовать серьезной реформы всей системы частных яслей – упорядочивание действующих в них тарифов и зарплат нянечек, которые сегодня сильно разнятся в зависимости от местонахождения учреждения; учет при начислении субсидии стоимости аренды помещения и других факторов.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.