В общественном сознании закрепилось, что именно Гитлер дал четкий приказ уничтожить евреев Европы. Но это не так.
Шахар Склаш
Трудно представить, что излюбленное место отдыха берлинцев - озеро Ванзее, на одном из берегов которого расположен самый большой в Европе природный пляж, - сыграло самую трагическую роль в истории человечества. Именно здесь, на вилле Марлье, возведенной некогда богатым фабрикантом, а затем выкупленной гитлеровским гестапо, 80 лет назад состоялась печально известная конференция, на которой руководство фашистской Германии определило пути "окончательного решения еврейского вопроса".
"...Когда прибыл первый грузовик с жертвами, моя рука, держащая автомат, слегка дрожала. Когда прибыл десятый грузовик, я уже был более спокоен и уверенно стрелял по женщинам, детям и младенцам, зная, что в моем доме тоже есть два младенца, и что эта толпа, дай им возможность, поступит с ними так же".
Это свидетельство австрийского полицейского Вальтера Матнера, описавшего в своем письме к жене расстрел в Могилеве. Оно приведено в книге "Суть: истребление", которую в 2012 году издал исследователь Холокоста, историк и журналист Итамар Левин совместно с журналисткой Шломит Лан и которая посвящена состоявшейся 20 января 1942 года Ванзейской конференции. Но, прежде чем рассказать о ней более детально, забегу вперед и напомню о событии, имевшем прямую связь с данной конференцией.
Спустя пять месяцев после завершения учебы в Великобритании и десантирования на парашюте на родную территорию, бойцы чешского подполья Ян Кубиш и Йозеф Габчик получили задание уничтожить один из символов нацистской власти - губернатора Богемии и Моравии Рейнхарда. 27 мая 1942 года, ярким солнечным утром, Гейдрих ехал, как обычно, в своем кабриолете из загородной резиденции в Прагу. На крутом повороте столичной улицы находился третий подпольщик, который просигнализировал товарищам о приближении машины. Когда та перед поворотом замедлила ход, Габчик выхватил пистолет-пулемет "Стен" и попытался выстрелить в Гейдриха в упор. Однако оружие заклинило, и Гейдрих, приказав водителю остановиться, достал свой табельный пистолет. В этот момент Кубиш метнул ручную гранату, но промахнулся, и та взорвалась у заднего колеса машины, под сиденьем, где находился Гейдрих. Ранение оказалось серьезным: ненавистный губернатор сумел выбраться из автомобиля, упал, а через неделю скончался в госпитале.
Гитлер потребовал жестокой мести за верного товарища, и 9 июня, в день похорон нацистского лидера, фашисты провели операцию возмездия в деревне Лидице, жителей которой заподозрили в помощи подпольщикам. Все мужчины старше 16 лет -172 человека - были расстреляны, 195 женщин отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк, а дети - в лагерь смерти Хелмно. Лишь несколько одиноких детей, признанных подходящими в расовом отношении, отдали в приемные немецкие семьи и следы большинства из них утеряны. Всего же в акциях возмездия был уничтожен 1331 чех, а герои-подпольщики, участвовавшие в нападении на Гейдриха, погибли через несколько дней вместе с другими бойцами чешского Сопротивления в неравном бою с фашистами - место их укрытия в церкви выдал предатель.
В тот же день, когда была полностью уничтожена Лидице, транспорт с примерно тысячей евреев Праги отправился в концлагерь Терезиенштадт.
Ян Кубиш и Йозеф Габчик, ставшие национальными героями послевоенной Чехии, не знали о строго засекреченной Ванзейской конференции, но личность Гейдриха в качестве цели была избрана не случайно: именно он к этому времени стал главным проводником "окончательного решения еврейского вопроса".
- Давайте на мгновение отдалимся от Второй мировой войны и посвятим полтора абзаца войне, которая десятилетиями ведется в академических кругах крупными исследователями Холокоста, - говорит профессор Дан Михман, глава Международного института изучения истории Холокоста при мемориальном музее "Яд ва-Шем". - Споры, в основном, о том, насколько было спланировано "окончательное решение". Попросту говоря, кто отдал приказ?
В общественном сознании закрепилось, что именно Гитлер дал четкий приказ уничтожить евреев Европы. Но это не так: нет никаких письменных указаний Гитлера об истреблении еврейского народа. Сегодня мы знаем, что фюрер обозначал, как правило, свое видение решения задачи. Он никогда не беспокоился о деталях, как и что сделать, оставлял на усмотрение своего окружения. Причем, для реализации видения Гитлера осуществлялась широкая мобилизация инициатив с разных сторон - чтобы определить ключевой смысл задачи. К примеру, вторжение в Советский Союз Гитлер и его союзники воспринимали как идеологическую войну по принципу "все или ничего". То же самое и с евреями. Гитлер с самого начала своей политической деятельности стремился избавиться от еврейского влияния и еврейских идей, согласно которым мир начался с одного человека и, следовательно, существует равенство между всеми людьми. Но он не знал, как это сделать, и все, кто находился рядом с ним, пытались решить "проблему" с помощью знакомых им инструментов - от культуры до боевых действий. Вторая мировая война привела к возможности массового убийства, отсюда дорога к Ванзее была короткой.
Когда в 1990 году пал Советский Союз, историки начали искать в архивах соответствующий приказ - и не нашли. А если нет письменного приказа, то нет и обвинения. Мы возлагаем всю вину на Гитлера, но правда гораздо глубже, поскольку речь идет о высокоорганизованном упорядоченном аппарате, который за 12 лет правления и более пяти лет войны осуществил величайший геноцид в истории человечества, коренным образом изменил степень убийства и мораль по отношению к этому убийству.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.