«Все повторяется. То, что происходит в «Сохнутом» в России сегодня, очень похоже на такую же конфликтную ситуацию, только случившуюся четверть века назад! Времена в России, может быть, и меняются – но не нравы. Удивительно, что о той истории никто не вспомнил сегодня».
Семен Довжик, журналист, живет сейчас в Канаде. С 2002 по 2006 годы он работал пресс-секретарем Еврейского Агентства «Сохнут» и главой отдела по связям с общественностью Всемирного ОРТа, а в 2006-2008 годы – сотрудником московского представительства. «Я пришел в Агентство в начале «нулевых», и застал сотрудников, которые были очевидцами случившегося с «Сохнутом» в России в 1996 году», – вспоминает Довжик.
История большой нелюбви
«Российские власти точно так же, как и сейчас, угрожали прикрыть «Сохнут». И так же, как сейчас, дело «Сохнута» было только поводом, инструментом давления на Израиль. Дело было вовсе не в Агентстве, но назревал дипломатический кризис между Россией и Израилем: РФ уже тогда начала процесс возвращения себе «Русского подворья» в Иерусалиме. И тогда власти решили надавить на Израиль. Первая формальная проверка прошла в офисе Еврейского агентства в Биробиджане, потом – в других местах, а после всех этих рейдов Россия дала понять Израилю, что деятельность «Сохнута» в РФ нежелательна», – рассказывает Семен Довжик.
В 1996 году послом РФ в Израиле был Александр Бовин. Именно в тот год Россия начала борьбу за возвращение Сергиева Подворья и здания Русской духовной миссии в Иерусалиме. Как вспоминал потом Бовин, 2 апреля 1996 года министерство юстиции России своим распоряжением отменило регистрацию Еврейского Агентства для Израиля «Сохнут» в Москве как незаконную и поручил органам на местах аннулировать также деятельность его представительств. Тогдашнего директора «Сохнута» Хаима Чеслера власти уведомили об этом на следующий день.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.