Израильские законы о соблюдении шабата все чаще игнорируются. Сегодня большинство культурных учреждений открыты в шабат, даже в Иерусалиме с его многочисленным религиозным населением.
Согласно отчету Израильского института демократии (IDI), опубликованному 20 сентября, в Израиле все чаще наблюдаются значительные расхождения между законами, ограничивающими определенные виды деятельности в шабат, и реальностью в еврейском государстве, сообщает "The Times of Israel".
Этот документ стал первым статистическим отчетом IDI о религии и государстве в Израиле. Авторы написали, что отчет "выявляет огромные пробелы между законами и постановлениями, регулирующими баланс религии в Израиле, в том виде, в каком они написаны, и реальностью, которая на самом деле имеет место в израильских городах и поселках". Что касается шабата, "хотя существуют как национальные, так и местные законы, ограничивающие определенные виды общественной деятельности", IDI обнаружил, что действия на местах диктуют реальность. В отчете говорится, что в шабат работают 98% кинотеатров и 82% музеев, а также 52% культурных центров и театров и 26% торговых центров. Это 42 кинотеатра; 45 музеев; 46 домов культуры и театров; и 62 торговых центра.
Цифры показывают рост с 2015 года, когда в шабат были открыты 65% музеев и 46% культурных центров и театров. Количество открытых торговых центров выросло с 20% за тот же период, в то время как процент кинотеатров остался прежним. Среди еврейских местных властей 74% разрешают продажу продуктов питания в шабат при определенных условиях, 7% не вводят ограничений, а 4% разрешают продавцам получать разрешение на продажу продуктов питания. Еще 15% местных органов властей запрещают продажу продуктов питания в шабат. 89% еврейских местных органов власти запрещают коммерческим предприятиям работать в шабат, 8,5% допускают получение специального разрешения, а 2,5% не ограничивают коммерческую деятельность.
В сфере культуры 70% еврейских местных органов власти запрещают деятельность учреждений, хотя 19% разрешают это. Еще 5,5% выдают специальные разрешения на работу и 5,5% разрешают проводить бесплатную деятельность.
"Сегодня большинство культурных учреждений открыты в шабат, даже в Иерусалиме с его многочисленным религиозным населением", — отмечают авторы. "В центральном регионе система общественного транспорта де-факто работает без перебоев каждые выходные". Из 2913 действующих автобусных маршрутов в стране в шабат работают 284 (10%). Из них 210 работают часто, а 74 — только вскоре после начала шабата и незадолго до его окончания. 13% автобусных маршрутов, работающих в шабат, проходят через еврейские муниципалитеты, причем большинство из них работают в арабских городах или городах со смешанным населением.
Авторы отмечают, что по всей стране соблюдение законов о шабате "равномерно слабое и с каждым годом продолжает снижаться". Они обнаружили "заметное снижение" соблюдения законов о шабате со стороны Министерства экономики. В 2018 году было открыто 360 дел о нарушениях законов о шабате со стороны предприятий по сравнению с 89 в 2021 году. За тот же период количество вынесенных предупреждений сократилось со 168 до 41.
В отчете также исследуется мнение евреев-израильтян о еврейской идентичности и гиюре. Что касается еврейской идентичности, исследование показало, что 70% израильтян-евреев не считают евреями тех, кто родился от отца-еврея, только от матери-еврейки. Только 26% заявили, что принимают их, а остальные 4% затруднились с ответом. Данные показали, что, хотя светские слои населения чаще принимают евреев по отцу, половина нерелигиозных израильтян до сих пор не признает их евреями. Что касается гиюра, то 44% респондентов не считают евреями тех, кто прошел неортодоксальный гиюр, а 40% - принимают. Остальные 16% затруднились с ответом. Среди светских евреев явное большинство в 67% принимают неортодоксальный гиюр по сравнению с 18%, которые этого не делают. За исключением ультраортодоксов, 69% израильских евреев доверяют гиюрам ЦАХАЛа. Среди ультраортодоксов только 6% признают гиюры ЦАХАЛа.
Армия предлагает программу гиюра для обслуживания тысяч репатриантов и их потомков из бывшего Советского Союза, которые не признаны государством евреями, но являются гражданами Израиля и поэтому призваны в армию. Признание евреем также необходимо для заключения брака, который контролируется государственным главным раввинатом. Гражданский брак в Израиле невозможен. Что касается доверия к религиозным институтам, то самое высокое место занимает похоронное общество "Хевра Кадиша" с 45%, за ним следуют местные городские раввины с 38%. Главному раввинату доверяют всего 34%, а Министерству по делам религий - 24%.
Опрос был составлен на основе "существующих данных, подробных опросов и исследований, проведенных в полевых условиях", — говорится в сообщении IDI. В опросе приняли участие 1016 мужчин и женщин, которые были опрошены на иврите и 214 на арабском языке по телефону или через Интернет в августе 2022 года. IDI заявил, что планирует раз в два года составлять отчеты о религии и государстве, в которых будет представлен "обзор последних данных, тенденций и изменений, влияющих на хрупкий баланс между религией и государством в израильском обществе". Мы надеемся, что этот отчет позволит основывать политические решения на фактах, а не на чувствах и принадлежности", — пишут авторы.
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://www.facebook.com/ITON.TV
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.