На прошедшем в Ереване саммите Организации Договора о коллективной безопасности разразился скандал, который не останется без последствий: премьер-министр Армении Никол Пашинян оскорбил Владимира Путина.
Он отказался подписать декларацию, касающуюся армяно-азербайджанских отношений, и в лицо президенту РФ заявил почему: ОДКБ не дает оценку азербайджанской агрессии, ОДКБ не оказывает помощи своему члену, Россия не спасает Армению (как почему-то принято считать), а предает и унижает ее. Пашинян обосновал свою позицию фактами, на которые нечем возразить.
Еще год назад было трудно представить себе подобное. Пашинян летал в Москву и с виноватым видом слушал указания Путина. Глава МИД Сергей Лавров заявлялся в Ереван и бесконечно от армян чего-то требовал. Общее ощущение: старший брат выговаривает младшему за плохое поведение.
Все это – на фоне непрекращающихся с сентября локальных боев и артиллерийских обстрелов, причем уже не только на территории Карабаха, но и самой Армении, в Сюнике.
Очередная эскалация началась в марте, к лету поутихла, а осенью разгорелась с новой силой. Армяне терпели долго. Они ждали, что вмешаются российские миротворцы – не зря же в Карабахе стоит российский миротворческий контингент? Ждали, что скажет свое слово ОДКБ – которая вроде бы обязана помогать своим членам? Что как-то проявит себя 102-я российская база в Гюмри – не зря же над Ереваном летают русские МИГи? Что Путин в конце концов позвонит в Баку и утихомирит Алиева…
Ничего этого не произошло, и терпение лопнуло. В Ереване начались антипутинские митинги и манифестации за выход из ОДКБ. Лозунги: «Путин – убийца!», «Путин, убирайся вон из Армении!», «Путин – персона нон грата!» Стояли у российского посольства, у здания оперы, шествием проходили по центру города. Впервые с начала войны антипутинские протесты стали не делом русских эмигрантов и украинских беженцев – они стали армянским делом.
Теперь все ждут, что им за это будет. Вероятно, Россия не оставит безнаказанным такой выпад. Именно поэтому долго и не решались, терпели. Но решительный шаг уже сделан, обратного пути нет.
О том, что послужило триггером протестов и как может развиваться ситуация дальше, «Деталям» рассказывает Тигран Хзмалян, лидер Европейской партии Армении и один из организаторов антипутинских выступлений.
– Почему это произошло именно сейчас? Молчали-молчали, и вдруг…
– Путин постарался. За долгие годы мы, оппозиционная партия, не смогли сделать то, что у Путина получилось меньше чем за год. Еще семь лет назад мне на проспекте Баграмяна приходилось кулаками отстаивать флаг ЕС. Мы устраивали пикеты с требованием вывести русскую оккупационную армию из Армении. Стояли перед российским посольством, перед 102-й российской базой. Но нас было мало, горстка – а теперь это уже голос общества, он становится все громче и громче.
То, что мы видим сейчас, – начало бракоразводного процесса Армении с Россией. На нынешнем саммите ОДКБ он оформился юридически. Пашинян демонстративно отказался подписывать декларацию, которая красиво называется «О совместной помощи Армении». Это сопровождалось резкой пикировкой с Путиным. Неслыханно для осторожного, запуганного, сломленного Пашиняна, прошедшего унижение войны 2020 года!
– Внешне все выглядело очень корректно, хотя по сути бунт, конечно…
– Вообще-то за последние 30 лет мы бунтовали в среднем чаще, чем какая-либо другая нация на территории бывшего СССР. В 1996-м, после фальсификаций на президентских выборах Тер-Петросяна, народ штурмовал парламент, сломал ограду, против протестующих были выставлены войска. А в 1999-м в Армении произошел беспрецедентный теракт: прямо в парламенте расстреляли премьер-министра, несколько министров и депутатов. Литвиненко на смертном одре подтвердил, что это дело рук российских спецслужб.
Целый ряд российских политических технологий сначала обкатывали в Армении: фальсификация выборов, «карусели», создание фейковых партий, захват информационного поля. Армения регулярно отвечала на это бунтами: 2002 год, 2004-й, 2008-й, 2012-й… Практически все президентские выборы сопровождались протестами. Ну и наконец, 2018 год, революция.
– Да, бархатная. Есть версия, что это был так называемый сговор элит.
– Не исключаю, но это не всегда плохо. По факту ведь жизнь стала лучше. На днях меня задержали как организатора антипутинского митинга, но обращались крайне вежливо, поили кофе, даже не обыскали. А потом извинились и отпустили. При прежних президентах Армении – Серже Саргсяне, а тем более при Кочаряне – я бы так легко не отделался.
– Даже не оштрафовали?
– А за что? Они сказали: «Ну вы же все понимаете…» И я действительно понимаю. В подобной ситуации меня задерживают второй раз. Первый раз это было во время приезда Лаврова, мы планировали тогда акцию протеста, а теперь вот – когда прихал Путин. Можно даже голову не ломать, чей это заказ.
– Много народу ходит на эти митинги?
– Не очень, около полутора тысяч человек. Но смотря с чем сравнивать. Еще два года назад выходило человек двадцать. А главное, что процесс пошел: акции идут одна за другой – наши и не наши, это неважно. Это инициатива снизу, ее остановить невозможно, митинги все равно продолжатся.
– И все-таки почему сейчас?
– Терпение лопнуло. Российские власти больше ста лет запугивали нас новым геноцидом, чтобы держать в колониальной зависимости. Это впечаталось в мозг: если русские отсюда уйдут, турки нас вырежут. Хотя каждый раз, когда Армения побеждала – Турцию в 1917 году или Азербайджан в 1990-е, причина была проста: там не было русских. Только помощь армий Фрунзе спасла Турцию от разгрома. Только вмешательство Ельцина остановило армянскую армию в 1990-е.
Миф о том, что без русских нас съедят, оказался очень живучим и просуществовал долго, но всему приходит конец. Начиная с 2020 года мы чуть ли не ежедневно видим, как власть РФ сдает наши земли, прикрываясь миротворчеством. Теперь и слепому видно, что это не помощь, а прямое предательство. На саммите Пашинян бросил в лицо Путину страшное в глазах нашего общества обвинение: 66 армянских пленных были сданы Азербайджану в присутствии так называемых миротворцев. И Путин ничего не мог возразить. Одно дело, когда это говорю я, лидер оппозиционной партии, и совсем другое – когда премьер. Это уже легитимно, это государственная позиция. Россия предает армян, он сказал это почти прямым текстом.
– А на кого тогда рассчитывать, если не на Россию?
– Делегация конгресса США, сенат Франции на самых высоких уровнях говорят сейчас армянам: вы не одни, вас не бросят. Спикер Пелоси приехала и сказала буквально следующее: от Соединенных Штатов до Тайваня, от Украины до Армении проходит фронт борьбы за демократию. И это не пустые слова, весной 2020 года послы Соединенных Штатов и Франции дневали и ночевали в Карабахе. Сентябрьскую агрессию этого года в Сюнике остановил никак не русский контингент, ее остановили западная дипломатия и политическое давление. Иначе Армения уже перестала бы существовать. И по сей день есть опасность донбасского сценария в Карабахе. Карабахцы в буквальном смысле живут под дулами автоматов. Они скептически относятся к перспективе воссоединения с Арменией, их убедили, что надо примкнуть к России и все будет хорошо. Это чистый Донбасс, та же самая философия.
– А зачем России Карабах? Своих проблем мало?
– Посмотрите на карту. Без Карабаха не взять Сюник. А Сюник – ключ к Зангезурскому коридору. 16 марта 1920 года был подписан Договор о дружбе и братстве между Советской Россией и правительством Кемаля, по которому должен быть создан сухопутный коридор через юг Армении: Нахичевань, Зангезур, Карабах. Коридор, соединяющий Турцию и Азербайджан. Спустя сто лет это опять актуально.
Путин хочет, чтобы Турция стала сырьевым хабом, где российский газ под видом азербайджанского будут продавать в другие страны и таким образом обойдут санкции. А Армения и Грузия окажутся в изоляции. Зангезурский коридор отрежет Армению от Ирана, грузы из Китая, на которые так рассчитывает Грузия, пойдут в Турцию. И Черное море не спасет, особенно учитывая, что там уже идут военные действия.
– Непонятно только, почему этого не произошло до сих пор: Армения, зажатая между Турцией и Азербайджаном, выглядит абсолютно беззащитной. А уж если и русские против вас… Русская база в Гюмри, 5000 хорошо подготовленных и прекрасно вооруженных солдат в Карабахе – по армянским меркам это очень серьезно. Одно слово Путина, и вас сомнут за несколько дней.
– Если бы не Украина, у нас не было бы ни одного шанса, мы это понимаем. Поэтому мы говорим: «За нашу и вашу свободу! » Мы напрямую зависим от происходящего на украинском фронте. Не только мы, весь мир – украинцы воюют за всех. Но и мы воюем вместе с ними, то, что происходит в Армении, – фактически второй фронт.
– Однако при этом никто никогда не слышал, чтобы Армения поддерживала Украину на политическом уровне.
– Я лично на встрече премьера с непарламентской оппозицией уговаривал Пашиняна не голосовать в ООН против Украины. Говорили на повышенных тонах, было тяжело, но в итоге Армения воздержалась и с тех пор ни разу в международном формате не голосовала против Украины.
– Но не голосовала и за.
– Голосовала бы, будь страна независимой. Армения – заложница, ее держат за горло. И дело не только в русском контингенте. Индустрия и энергетика Армении еще при Кочаряне были переданы России и олигархам, за которыми стоит Путин. Формально за долги, но долг был смешной, около 110 миллионов, это несопоставимо с тем, что отдали. А Кочарян после этого стал миллиардером, увеличил в разы свое личное состояние.
Плюс Карабах, которым нас шантажируют. Уже все заметили: как только армяне вступают в переговоры с американцами и ЕС, как только не подчиняются требованиям Кремля, тут же начинается стрельба на границе.
Главы министерств иностранных дел России и Армении Сергей Лавров и Арарат Мирзоян. Фото: Russian Foreign Ministry Press Service via AP
В Баку наши пленные, они тоже заложники Кремля. Об этом прямо говорят родственники, они выходят к посольству России с плакатами: «Путин, верни наших сыновей!»
– И вот Пашинян вошел в клинч с Путиным. Теперь наверняка последует реакция?
– Не сомневаюсь, и мы к ней готовы. Могут вырубить свет. Могут устроить теракт. Обрушить экономику. Убить Пашиняна. Об этом уже говорит Константин Затулин из «Единой России» – ему, кстати, запрещен въезд в Армению. Он сравнил Пашиняна с Анваром Садатом, египетским президентом, который был убит после Кэмп-Дэвидского мирного соглашения. Не говоря уже о войне как самом простом способе давления.
– Ситуация выглядит безнадежной, на что же вы надеетесь?
– На поражение путинского режима. Им не хватит времени, их дни сочтены. Русские не удержатся в нынешних границах, Россия проиграет войну. Армения и Грузия в ближайшие два-три года станут сначала кандидатами, а затем и членами ЕС. Армения уже получила неофициальное приглашение, Грузия получила официальное. Здесь заканчивается Европа, здесь стоят наблюдатели Европейского союза, это значит, что это и есть граница ЕС.
Но сейчас от нас требуется максимум силы воли и выдержки, если мы хотим остаться на карте мира. Армяне кичатся своей древностью, но как политическая нация мы только зарождаемся. Все очень неустойчиво, все балансируют на грани. Но это касается всего мира. Это абсолютно новый мир. Он рождается у нас на глазах.
Ян Шенкман, «Детали»
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://www.facebook.com/ITON.TV
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.