Более 60% россиян оправдывают сталинские репрессии
«Я в 1950-м году родился. И хорошо помню 5 марта. Думаю, на земле осталось мало людей, которые хорошо помнят то пятое марта. Мне четырех не было. Я упал, разбился и меня хотели отвезти в больницу. Мы жили в большой коммунальной квартире. Соседка сказала моей маме: Зоя, не отдавай, его там врачи-евреи убьют»
Таким Юрий Сергеевич Пивоваров, политолог и историк, запомнил день смерти Иосифа Сталина 70 лет назад. Кандидат исторических и доктор политических наук, академик РАН, профессор МГУ, МГИМО и РГГУ был вынужден уехать в Берлин. С февраля 2022 года Пивоваров является участником Антивоенного комитета России. В беседе с «Деталями» он рассуждал о том, почему, хотя Сталин умер так давно, стране не удается избавиться от его кровавого наследия.
— По данным «Левада-центра», более 60% населения Российской Федерации оправдывают сталинские репрессии. Почему? Дескать, «они были неизбежны в ходе строительства социализма». Казалось бы, все уже забыли про социализм, живут при капитализме 30 лет или больше, но оправдывают именно такими формулировками, — говорит Пивоваров. – Причем 10 или 15 лет назад триаду «Сталин — победа в войне — ядерное оружие» еще хоть можно было счесть некой компенсацией за собственную нищету и тяжелую долю. Путин в 2010-м, будучи премьер-министром, в Катыни на колени вставал. Лет 15 назад выступал на Бутовском полигоне (в Подмосковье, где в 1937 и 1938 гг. были расстреляны более 20 тысяч репрессированных – прим. «Детали»). Давно, но уже был власть. Говорил об этом во время своего короткого правления и Медведев. Но сегодня в России пытают, а 60%, — то есть и стар и млад, — поддерживают и оправдывают репрессии. Об этом пишут так буднично… Какой-нибудь молодой человек говорит: «Меня пытали не очень сильно, а вот моих друзей – да», понимаете?
Еще задолго до возникновения государства Израиль Сталин был антисемитом. В конце 1930-х годов был такой персонаж Карл Радек, отвратительный тип, тоже павший жертвой репрессий. Активный участник всех этих большевистских зверств. Но человек остроумный.
Так вот, ему приписывается такой анекдот: «Чем Сталин отличается от Моисея? Моисей вывел евреев из пустыни, а Сталин — из Политбюро».
Денацификации Германии не было бы, если бы Гитлер не проиграл войну, и англичане и американцы не следили бы, чтобы процесс денацификации шел. Они его даже в каком-то смысле оплачивали. Но примерно через 20 лет после войны канцлером Германии стал бывший активный член Национал-социалистической рабочей партии, Курт Георг Кизингер. Который был активным участником нацистской партии и всего того, что она осуществляла в Германии. Там же были люди, искренне верившие в национал-социализм: если уничтожить всех евреев, коммунистов, либералов, социал-демократов — всё будет прекрасно. Хотя были и твари, которые просто хотели завладеть квартирой или имуществом тех, кого они преследовали… И вот, сейчас в Германии тоже была дата: 90 лет прихода к власти нацистов, 30 января 1933-го года. Я смотрю старую немецкую хронику — ликующие толпы. Люди плачут от восторга. Мамаши поднимают своих детей. Мальчишки и девчонки протягивают руки в этом приветствии фашистском. Но ведь это тот же самый народ, который сегодня построил демократическое общество социальной ответственности, где не только богатые могут прилично жить, но и обычные люди. Где важны нравственные принципы. Не идеально, есть масса недостатков, раздражающих в повседневной жизни, но все-таки место, где люди могут жить.
А Россия превратилась в место, о котором в свое время дворянка Марина Ивановна Цветаева написала: это место, где жить нельзя. Менделеев в начале 20 го века предрекал, что великороссов (то есть без малороссов и белорусов) в XXI веке будет 400 миллионов, а их 100-120 осталось. А где остальные? Не родились — сколько было расстреляно [или уничтожено войнами, депортациями, голодом] представителей интеллигенции, военных, крестьян, священников и прочих.
В России не будет ситуации послевоенной, как в Западной Германии, когда союзники жестко, но последовательно занимались денацификацией, одновременно инвестируя деньги в восстановление германской экономики. И для немцев через 10 лет после окончания войны демократия ассоциировалась уже с процветанием экономическим, с автомобилем, с возможностью поехать отдохнуть в Испанию… В России этого не будет никогда. Никакие союзники к нам не придут. Кремль не подпишет капитуляцию. Режим останется, может смениться лишь его персонификация. А может и не смениться, еще долго.
— Многие лагерники, да и историки тоже отмечают «великий сдэх». А Вы?
— В романе «Раковый корпус» у Солженицына главный герой Костоглотов болен онкологией. Сам Александр Исаевич вспоминает, как их выстроили на линейке и сказали, что умер «отец». И тут полетели шапки вверх, вспоминает он. Хотя мороз, зима. 5 марта еще зима в Сибири. Людоед сдох. Вот это я помню. Но отмечать этот день, знаете, как-то… Печально, что по сей день дело Сталина живет и побеждает. А людям это даже нравится.
— Вы считаете это наследием именно Сталина или, может быть, это разные вещи?
— Сталин ведь — это что? Джугашвили прожил 74 года и все. Сталин — не Джугашвили. Как и Гитлер — не Шикльгрубер, как и Ленин — не Ульянов. Это символы очень определенного, абсолютного зла, абсолютных жестокости, насилия, безнравственности.
Портал "Детали" - главные новости Израиля. Кликни, чтобы узнать больше!
Канал NEUE ZEITEN TV - Актуально о Германии. Подпишитесь - не пожалеете!
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://evreimir.com/
Фото youtube.com не имеет прямого отношения к фактам и событиям, о которых говорится в материале и размещено здесь только для иллюстрации.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.