Национально-религиозный сектор ошибся, когда сверг премьера в вязаной кипе. Но ему нужна своя партия, а нам всем - связующая сила в Кнессете.
Софья Рон-Мория
В середине 90-тых родственница из Акко рассказала мне такую историю. Хозяин закусочной в Акко был большим поклонником Рафуля. В канун выборов 1992 года глава партии "Цомет" Рафуль предложил ему 8-е место в списке. "Да ла-а-адно, - сказал хозяин закусочной- Ты же знаешь, как я тебя люблю и поддерживаю, давай я повешу у себя твой плакат, но чтоб я пошел в твой список на нереальное место, это же себя не уважать!" Рафуль поставил в список инсталлятора из Ашкелона. "Цомет" получила на выборах 8 мандатов, в Кнессет вошла фракция "Рафуль и семеро гномов". Дальнейшее известно.
Прошел год с тех пор, как Идит (Мицубиси) Сильман в точности повторила поступок Алекса (Мицубиси) Гольдфарба. Предала того, кто вытащил ее из безвестности и поставил в список, перебежала на другую сторону ради министерского кресла, и результаты налицо. Сильман, маленькая серая мышка, сделала политическую проституцию официальной. Представительница сектора вязанных кип, которая сразу же после того, как перебежала на другую сторону, поспешила в Бней Брак лобызать руки женщин из семьи рава Каневского. Религиозная еврейка, которая спровоцировала осквернение имени Всевышнего: закон о квасном разрушил одну из последних основ национального консенсуса, превратив любимый всеми праздник Песах в предмет раздора. Сравните нынешнею и предыдущею каденции и можете прислать Сильман заслуженный ею букет цветов.
Но вместе с тем нельзя не заметить: крикуны из "Ликуда" во главе с Рами Бен Йегудой были вспомогательной силой. Основной были демонстранты в вязаных кипах. Смотрич призвал не пускать сторонников правительства Беннета в синагоги, экстремисты-"хардальники" день и ночь выкрикивали лозунги под окнами у Сильман. Сильман нашла "секторальное" оправдание своему акту политической проституции.
Мечта и реальность
На протяжении многих лет в национально-религиозном секторе мечтали о премьер-министре в вязаной кипе. Это была мечта далекая и недостижимая. Как мечта о еврейском государстве в 30-тые годы прошлого века, когда ревизионисты и "мапайники" с пеной у рта спорили о том, можно ли создать независимое еврейское государство в ближайшее время, или на это потребуется еще полвека.
Независимое еврейское государство и для тех, и для других оказалось неожиданностью. Еврейский Ишув получил свою страну раньше, чем рассчитывал, и это не была страна, о которой он мечтал. Это была страна с разделенным и кровоточащим Иерусалимом, без Гуш-Эциона и Хеврона, не говоря уже о восточном берегу Иордана. Не утопия, страна из плоти и крови, и в ней национально- религиозное движение "Мизрахи" сидело в коалиции со светскими сионистскими партиями, в том числе левыми.
Два года назад национально - религиозный сектор неожиданно получил премьер-министра в вязаной кипе, а его партия, неожиданно даже для себя самой, стала партией власти.
Нет, это правительство не было коалицией мечты вязаных кип. Это была коалиция узкая, слабая, и от "Ямины" потребовалось сотрудничать не только с естественной союзницей ("Тиква Хадаша"), но и с центристскими и левыми сионистскими партиями и даже с прагматичной арабской фракцией. Не мечта, реальность.
Рафаэль Эйтан привел с собой в Кнессет семерых гномов. Нафтали Беннетт привел с собой товарища по оружию Матана Каану, четверых гномов и троянскую кобылку, которая сразу же после приведения правительства к присяге сделала все, чтобы помешать коалиции себя защищать. Это была Аелет Шакед.
Нафтали Беннет ошибся, когда набрал в список кого ни попадя. Факт есть факт: Нетаниягу, как ни старался, не сумел переманить ни одного дезертира из фракции "Тиква Хадаша". А ведь это фракция бывших ликудников.
Беннет ошибся, когда не уделил достаточного внимания сектору, ведь без электоральной базы нет партии, а без партии нет коалиции. Ты можешь быть успешным государственным деятелем, заниматься вопросами безопасности, и тем не менее, какой-нибудь Йом Тов Кальфон не менее важен, чем президент США. Вот такая работа у премьер-министра Израиля.
Но ошибся и сектор. Ошибся, когда испугался ответственности. Ошибся, когда не сумел принять не похожую на мечту реальность. Ошибся, когда отказался выполнять классическую миссию религиозного сионизма - служить мостом между различными группами общества и залечивать нанесенные расколом раны. Ошибся, когда сбросил премьер-министра в вязаной кипе. Пастух Шауль отправился на поиски ослиц и нашел царство, национал-религиозный сектор отказался от царства и предпочел ослиц.
Без МАФДАЛа не выходит
Значительная часть национал-религиозного сектора осели на последних выборах в списке Смотрича- Бен Гвира. Небольшая часть поверила пустым обещаниям Бен Гвира, но в основном избиратели купились на фальшивку: ведь список назывался "религиозный сионизм". Между партией Смотрича, представляющей реально только небольшую часть сектора - "хардальников", и исторической парией МАФДАЛ, общего столь же мало, как между исторической МАПАЙ и "Аводой" Мейрав Михаэли. И все-таки трюк сработал, избиратель пошел за знакомым названием, как ослик за морковкой.
Давно идет спор, а нужна ли вообще секторальная партия. Вязаные кипы по большей части относятся к среднему классу, им не нужны пособия и многочисленные льготы, в отличии от избирателей "Яадут ха -Тора", и тем более не нужны продуктовые карточки в отличии от избирателей ШАС. Ну да, есть школы-ешивы, но не держать же ради этого партию.
Оказалось, партия все же нужна. Сама по себе или в блоке. ДНК избирателя в вязанной кипе заставило его голосовать за "свою" партию и, за неимением таковой, он дал мандаты пытающемуся захватить опустевшую нишу Смотричу.
Прежний водораздел между двумя лагерями проходил по "зеленой черте", национально-религиозный сектор шел с "Ликудом" и защищал своего "бейби" - поселения Иудеи и Самарии. Но теперь эти поселения необратимый факт, собственно левых в Кнессете едва наберется на 4-5 мандатов, и водораздел проходит по новой линии: вопросы гражданского общества, экономика, государство и религия.
При прежнем делении чашу весов между двумя лагерями склоняли индифферентные к вопросу территорий ультраортодоксальные партии. Сегодня эти партии составная часть блока харедим-"хардаль"-"Ликуд", а в центре между двумя лагерями находятся как раз вязаные кипы.
Новая повестка дня нового "правого" блока, которую продвигают Ярив Левин и Симха Ротман, и которую олицетворяют Дуди Амсалем, Мири Регев и прочие тали готлиб вязанным кипам абсолютно чужда.
Этнический джин чужд этому сектору: межобщинные браки среди вязаных кип - норма. Классовая борьба чужда сектору: значительную его часть как раз и составляют "привилегированные", то есть хайтекисты, учителя, адвокаты, чиновники госслужбы.
Согласие предоставить харедим полный контроль в вопросах религии и государства приемлемо для "хардальников", но противоречит интересам и идеологии сектора. Да и сильная авторитарная власть тоже не для него. Но для того, чтобы разорвать привычные связи и дать себя отчет в том, что нынешний "Ликуд" действует против интересов вязанных кип, избирателю нужен свой привычный и знакомый теплый политический дом.
Чашу весов между двумя лагерями может склонить национально-религиозный сектор. Его партия, сама ли или в блоке с другими, нужна не только сектору. Она, в первую очередь, нужна расколотому израильскому обществу, чтобы создать, наконец, правительство национального единства.
Портал "Детали" - главные новости Израиля. Кликни, чтобы узнать больше!
Канал NEUE ZEITEN TV - Актуально о Германии. Подпишитесь - не пожалеете!
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://evreimir.com/
Фото youtube.com не имеет прямого отношения к фактам и событиям, о которых говорится в материале и размещено здесь только для иллюстрации.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.