Шокирующая атака ХАМАС на Израиль оставляет множество вопросов, и не последние из них: что было целью нападения и почему именно сейчас?
Александра Аппельберг
То, что ХАМАС периодически обостряет конфликт по политическим причинам – не новость. Это помогает ему укрепить свою поддержку в Газе и за ее пределами (особенно на фоне немощной и повсеместно презираемой самими палестинцами администрации на Западном берегу) и обеспечить себе дальнейшее существование.
Но нынешняя беспрецедентная атака отличается от остальных вспышек эскалации. Ее масштаб указывает на то, что операция была задумана как для устрашения, так и для привлечения как можно более широкой международной аудитории.
Хотя ХАМАС обставил атаку как ответ на израильские вторжения в районе мечети Аль-Акса в Иерусалиме, очевидно, что выбор времени для этого нападения вписан в более широкий контекст в регионе и стал реакцией на продолжающуюся при посредничестве США нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией.
США и Саудовская Аравия всегда говорили, что любой прогресс в нормализации отношений зависит от продвижения к решению о двух государствах. Но разрыв между позицией элиты в правящих кругах арабских государств, которые готовы поступиться палестинской проблемой ради политических и экономических выгод, и мнением широких слоев населения в странах региона, для которых положение палестинцев возвращается в центр внимания с каждым новым сообщением о жертвах конфликта на Западном берегу или в Газе, очевиден.
Для архитекторов израильско-саудовской нормализации двумя камнями преткновения всегда считались крайне правое израильское правительство, которое многие рассматривали как неспособное к компромиссу, и движение ХАМАС, находящееся вне переговоров и способное выступить в качестве спойлера.
Именно это, судя по всему, и произошло. ХАМАС использовал насилие как способ навязать себя в этой более широкой дипломатии. Формулировки военного командира ХАМАСа Мохаммеда Дейфа, объявившего о нападении, говорят сами за себя. «Сегодня народ возвращает себе свою революцию», – сказал Дейф в записанном сообщении, призвав и другие силы присоединиться к борьбе, что говорит о том, что ХАМАС рассматривает нападение как попытку вернуть себе контроль над палестинским нарративом.
Глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания прямо критиковал нормализацию, заявив, что Израиль «не может защитить себя перед лицом сопротивляющихся, не может обеспечить вам никакой защиты… Все соглашения о нормализации, которые вы подписали с этим образованием, не могут разрешить этот (палестинский) конфликт».
ХАМАС – не единственная сторона, недовольная дипломатическими успехами Израиля и Саудовской Аравии. Его главный спонсор – Иран – также хочет показать, что его влияние на палестинском направлении сильно как никогда.
Главный военный советник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи Яхья Рахим Сафави приветствовал атаку на Израиль и пообещал, что Тегеран будет будет поддерживать исламистских боевиков «до освобождения Палестины и Иерусалима». Это стало угрожающим сигналом Саудовской Аравии: Иран готов разжечь региональный конфликт, чтобы помешать Эр-Рияду нормализовать отношения с Израилем, как того хотят США.
Нападение ХАМАС произошло всего через четыре дня после того, как Хаменеи написал в социальных сетях: «Узурпаторскому режиму приходит конец. Сегодня палестинская молодежь и движение против угнетения и оккупации в Палестине более энергичны, более живы и более подготовлены, чем когда-либо за последние 70 или 80 лет. С Божьей помощью движение достигнет своих целей».
Хаменеи заявил, что страны, стремящиеся к нормализации отношений с Израилем, идут на большой риск. «Позиция Исламской Республики заключается в том, что страны, которые пойдут на авантюру с нормализацией отношений с Израилем, проиграют. Они ставят на проигрышную лошадь», – сказал он.
Чтобы не оставить никаких сомнений, еще одна связанная с Ираном боевая группировка, «Хизбалла», также связала насилие со сближением с Саудовской Аравией, заявив, что нападение стало «решительным ответом на продолжающуюся израильскую оккупацию и посланием тем, кто стремится к нормализации отношений с Израилем».
Израильско-саудовское мирное соглашение было бы потенциально судьбоносным для региона и, пожалуй, теперь выглядит еще более привлекательно для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу, чьему правительству предстоит оправиться от удара, нанесенного этим ошеломляющим нападением. До тех пор, пока кризис не утихнет, о возобновлении переговоров не может идти и речи. Возможны ли они в принципе после того, как ЦАХАЛ, как уже пообещал премьер-министр, жестко ответит в Газе, неизбежно убив сотни людей, в том числе гражданских? Это нам еще предстоит увидеть. Но если нет – ХАМАС сможет приписать себе еще одну победу.
Александра Аппельберг, «Детали»
Портал "Детали" - главные новости Израиля. Кликни, чтобы узнать больше!
Канал NEUE ZEITEN TV - Актуально о Германии. Подпишитесь - не пожалеете!
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://evreimir.com/
Фото стопкадр youtube.com не имеет прямого отношения к фактам и событиям, о которых говорится в материале и размещено здесь только для иллюстрации.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.