Динамическое изменение соотношения сил на международной арене влияет на размораживание устаревших межгосударственных и внутригосударственных конфликтов в Междуморье (условном пространстве, которое включает в себя станы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы). Одновременно наблюдаем за несколькими потенциальными гибридными конфликтами, имеющими своеобразный график обострения напряжения в зонах конфликтов.
На Балканах Китай и РФ делают ставку на Сербию. Визит в начале мая 2024 г. китайского главы Си Цзинпина в Белград отразился подписанием пятидесяти соглашений о сотрудничестве. В частности, Китай будет строить скоростную железную дорогу между Белградом и Будапештом, консолидируя свое влияние в Центральной Европе. После этого союзник путинского режима руководитель боснийских сербов Милорад Додик анонсировал к сербскому празднику Видовдан 28 июня провозгласить независимость от Боснии и Герцеговины. Если это произойдет, на Балканах может появиться дополнительная зона напряжения образца Косово, где не регулярно обостряется вопрос функционирования сербских муниципалитетов. Фактически, Кремль очень активно разыгрывает сербскую карту, чтобы отвлечь внимание Европейского Союза от Украины и потенциальной зоны напряжения в странах Балтии.
Покушение 15 мая 2024 г. на премьер-министра Словакии Р. Фицо поставил вопрос о возможности потенциального возрождения новой ультраконсервативной «Австро-Венгерской империи», учитывая родство политических взглядов Учича, Орбана, Фицо и австрийской «Партии свободы».
Еще одна балканская проблема связана с победой на выборах в Республике Северная Македония националистов партии «Внутренняя македонская организация – демократическая партия за македонское единство». Победители выступают за отмену согласованного с Грецией нового названия страны «Республика Северная Македония», что открыло путь вступления Македонии в НАТО и дало возможность активизировать переговоры о вступлении в ЕС. Эта партия также выступает за денонсацию договора о сотрудничестве с Болгарией. Поэтому Балканы снова становятся зоной острых конфликтов.
Напряженной обещает президентская и парламентская кампания к октябрьским выборам в Молдове. Россия пытается разыграть карту не только Приднестровья, но и Гагаузии. Илан Шор пытается финансово поддержать пророссийские настроения в Молдове и Гагаузии, чтобы исключить запланированное на декабрь начало официальных переговоров по вступлению Молдовы в ЕС.
Также в октябре 2024 г. должны пройти выборы в Грузии, где усиливается напряжение в результате принятия закона об иностранных агентах. Правящая партия «Грузинская мечта» пророссийского олигарха Б. Иванишвили рассчитывает на раскол оппозиционных сил, что может помешать взять реванш.
Мозаику кавказских конфликтов дополняет неурегулированная проблема демаркации границ Азербайджана и Армении. Принимая во внимание близкие отношения Армении с Францией, Азербайджан приветствовал беспорядки против французов в Новой Каледонии, где залегают 25% мировых запасов никеля.
Гибель 19 мая президента Ирана И. Раиси также задает вопрос гипотетической дестабилизации положения в Иране, где на 28 июня назначены досрочные выборы президента. Инцидент с вертолетом предшествовал переговорам Раиси в Азербайджане, где Иран демонстрировал неготовность принять намерения Турции и Азербайджана «пробить» Зангезурский коридор от пограничной с Турцией Нахичевани до Каспийского моря, что должно дать импульс развитию «туранского проекта».
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.