Арик ЭЛЬМАН
На прошлой неделе много шума в Израиле и за его пределами наделал опрос, проведенный американским институтом исследований общественного мнения Pew. Исследование, проведенное с октября 2014 по май 2015 года, охватывало 5600 респондентов, как евреев, так и арабов, и попыталось ответить на целый ряд вопросов об израильской демографии, религиозности, политических взглядов евреев и арабов и так далее. Однако, как это по традиции бывает в израильских и либеральных американских СМИ, где единственным критерием либерализма и демократии является отношение к арабам-мусульманам, наибольшую популярность тут же получил вопрос, заданный израильским евреям: «Согласны ли Вы, что арабы должны быть изгнаны из Израиля или подвергнуться трансферу?»
48% опрошенных евреев согласились с тем, что от арабов следует избавиться, и 46% выступили против. Больше всего сторонников трансфера оказалось среди респондентов, определивших себя как «религиозные» (71%) и «правые» (72%), хотя и 37% тех, кто назвали себя «центристами», и даже 10% «левых», поддержали идею этнической чистки Израиля.
Реакцию прогрессивной общественности нетрудно себе представить – в Израиле и в США, либеральные публицисты поспешили заклеймить нехороших израильских евреев, а заодно и еще раз возложить на премьер-министра Нетаниягу и его правых соратников и конкурентов ответственность за «разжигание межнациональной ненависти». Выборы в Кнессет были главным политическим событием в период проведения опроса, новая кампания арабского терроризма была еще в будущем, поэтому неудивительно, что любители распространения мифа об израильском расизме поспешили увязать предвыборные предупреждения Нетаниягу о «потоках арабов на избирательных участках» и желание почти половины евреев Израиля избавиться от арабского меньшинства вообще (туманная формулировка вопроса могла означать и предложение изгнать заодно и палестинцев).
Мало кто из профессиональных клеветников Израиля остановился на секунду, чтобы задать себе простой вопрос – если евреи-израильтяне так настроены против арабов, почему партии, выступающие за трансфер, так редко попадают в Кнессет? Почему партия НДИ, выступающая за тотальное отделение евреев от арабов, получила на последних выборах всего 6 мандатов? Исследуя политические предпочтения израильтян, Pew обнаружил, что они полностью совпадают с реальным состоянием политической карты страны – трое из десяти сообщили, что чувствуют себя «ближе всего» к Нетаниягу и его партии. Разумеется, ни «Ликуд», ни сам премьер-министр никаким образом за этническую чистку арабов не выступают. В чем же дело?
Ларчик, разумеется, открывается крайне просто. Подавляющее большинство израильтян-евреев знают, что избавиться от арабов таким образом совершенно невозможно. Если бы авторы исследования пошли чуть дальше и начали задавать более технические вопросы – например, «считаете ли Вы, что Кнессет должен принять законы, которые сделают трансфер израильских арабов возможным?» - мы могли бы узнать больше о том, насколько серьезно продумали свой ответ те, кто поддержал трансфер. Рискну предположить, что с каждым последующим вопросом
энтузиазм резко падал бы. В такой же, изолированной и провокационной форме, этот вопрос дал возможность израильтянам просто выпустить пар, что они и сделали, причем наиболее резкий ответ дали те группы еврейского населения, которые менее всего склонны к политкорректности и уверены, что ничего арабам не должны и ничем им не обязаны.
Единственный смысл, который можно отыскать в данных ответа на вопрос о трансфере – это рассматривать его как барометр отношения израильских евреев к арабам, и тут, пожалуй, посмотрить трудно – отношение это в целом негативное. Однако тут-то и зарыта собака. Любая честная дискуссия о взаимоотношениях евреев и арабов в Израиле должна начинаться не с бесконечного перечисления арабских мучений от рук сионистов, а с признания элементарного факта – большинство евреев судят об арабах по тому, что они видят, слышат и читают в СМИ. Тот же опрос Pew показал, что между евреями и арабами практически нет социальных, деловых или дружеских контактов. Израиль вообще характеризуется групповой обособленностью, в том числе и среди евреев, где степень религиозности является в значительной степени критерием определения круга общения. В результате «араб» для среднего израильского еврея – это не Ахмед из соседнего офиса, а Ханин Зуаби и Раед Салах в телевизоре.
В августе 2003 года комиссия Ора, расследовавшая кровавые столкновения израильских арабов с полицией в октябре 2000 года, вынуждена была возложить на «лидеров арабского сектора» ответственность за подстрекательство к беспорядкам и потребовать от них в своем отчете бороться с подстрекателями, соблюдать закон и не идентифицировать израильских арабов с палестинцами, помня о необходимости быть лояльными государству, гражданами которого они являются и от которого требуют равенства. Разумеется, все эти увещевания услышаны не были, и с тех пор мы пережили еще 12 лет старательной работы большинства «арабских лидеров» над максимальным ухудшением отношений евреев и арабов. Стоит ли удивляться, что она приносит свои ядовитые плоды?
Если израильское еврейское большинство и можно в чем-то упрекнуть, так это в том, что оно традиционно пустило ситуацию в арабском секторе Израиля на самотек. Частично из нежелания инвестировать в арабский сектор время и деньги, частично – по наивной уверенности, что арабам нужно дать возможность жить так, как они привыкли, и не лезть в их дела, Израиль так и не сформулировал никакой продуманной политики в отношении группы, составляющей сегодня 19% всех его граждан. Со всех точек зрения – политической, социальной, религиозной, демографической, культурной, информационной – израильские арабы варятся в собственном соку, подвергаясь при этом активному воздействию палестинской и другой арабской антиизраильской и джихадистской пропаганды. Даже на первый взгляд позитивные перемены – такие, как резкий рост числа арабов с высшим образованием – ведут в такой ситуации не к интеграции или ассимиляции, а лишь к ускоренной радикализации арабского населения.
То, что государство хочет закрыть бреши в развитии физической инфраструктуры арабского сектора и прекратить там правовую анархию – это хорошо. Однако выделенные правительством Нетаниягу миллиарды вновь улетят в трубу и не изменят ситуации, если израильское еврейское большинство не задаст наконец себе вопрос – каким оно хочет видеть израильское арабское
меньшинство, каково реальное будущее наших взаимоотношений в этой стране, как вырвать израильских арабов из-под контроля демагогов и провокаторов. Альтернатива этому – лишь фантазии о трансфере в очередном социологическом опросе.
Автор - политолог
Специально для газеты "Эхо" /Израиль/
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.