Цви Зильбер, Редактор и ведущий радио РЭКА/Специально для газеты «Эхо»
В прошлый четверг гостем студии «Круглого стола» у нас на РЭКе был министр Исраэль Кац. Министр транспорта, министр по делам разведслужб, влиятельнейшая фигура в Ликуде и один из ключевых министров правительства. Исраэль Кац даже мечтает в будущем о премьерском кресле (плох тот рядовой, который не мечтает стать маршалом, простите за тривиальность).
Исраэль Кац рассказал нам о своей программе размежевания с Газой. Программа имеет огромное рациональное зерно. Судите сами. Мы напротив побережья Газы возводим искусственный остров, на котором строим морской порт. Через этот порт в сектор начинает поступать все необходимое, при этом Израиль сохраняет за собой таможенный контроль. Все запрещенные грузы – оружие, боеприпасы, ракеты, сырье для «кассамов» мы арестовываем или заворачиваем обратно. Продовольственные и промышленные товары беспрепятственно следуют на рынки Рафиаха и Хан-Юнеса.
Островной порт намного легче охранять от террористических атак. Островной порт можно не передавать под юрисдикцию ХАМАСа. Таким образом, Израиль снимет с себя ответственность за обеспечение населения всем необходимым, и это будут делать друзья Газы по всему миру. «А раз мы избавимся от ответственности, то и будущие военные операции будут выглядеть по-иному, - говорит Исраэль Кац. – Почему в Ливане половина населения сбегает на север, а в Газе все остаются на своих местах? Потому что за ливанское население Израиль не несет ответственности, а за жителей Газы несет…»
И вдобавок строительство островного порта не будет отягощать наш госбюджет, ибо уже целый ряд структур, по словам Каца, выразили готовность выделить финансирование для этого проекта.
Не берусь давать оценку. В целом, повторюсь опять, все звучит логично и рационально. Если уважаемый министр не выдает желаемое за действительное, конечно. Хотя мне трудно поверить, что флотилии по прорыву блокады прекратятся. Я в этом контексте хочу затронуть более принципиальные для меня вещи.
Смекалки авторам проекта не занимать. Действительно, все придумано хитро. Творческий подход. Но по сути дела это означает, что мы выстраиваем систему взаимоотношений с ХАМАСом так, чтобы волки были сыты, и овцы, по возможности, целы. ХАМАС требует порт – возьмите. Только не стреляйте ракетами и не взрывайтесь в наших торговых центрах. ХАМАС сможет представить это как победу над сионистским врагом и еще больше укрепит свою власть. А нам останется дожидаться следующего раунда насилия (как явствует из слов министра, Исраэль Кац также прекрасно понимает, что это лишь вопрос времени). После следующей «скалы» или «стены», «столба» или «свинца» мы начнем строить еще один остров – с аэропортом? А потом – с космодромом? И так выстроим целый архипелаг?
По всей видимости, правительство вполне устраивает нынешнее уравнение. Но устраивает ли оно нас? Устраивает ли нас, что в любой момент, когда ХАМАСу будет выгодно, мы будем втянуты в очередной раунд военных действий. А это убитые и раненные, убытки нашей экономике в десятки миллиардов шекелей, резкое падение туризма и закрытие множества малых бизнесов, резкий скачок военных расходов, которые потом придется восполнять из бюджета. Недели в бомбоубежищах. Психологические травмы у детей, которые потом придется залечивать. Колоссальная антиизраильская кампания по всему миру, ущерб от которой также можно выразить в десятках миллиардов. Устраивает это нас?
Сегодня в СМИ уже появляются сообщения о первых признаках потепления конфликта в Газе. «Едиот ахронот» сообщила со ссылкой на источники в ЦАХАЛе, что наши генералы боятся военной риторики, которая способна загнать обе стороны на высокое дерево, спуск с которого сопряжен с военным конфликтом. ХАМАС пополнил ракетные арсеналы и восстановил сеть тоннелей, сделав это гораздо скорее, чем предполагали наши военные аналитики. Мухаммед Деф - гениальный военный стратег, размахивая культями потерянных рук и ног, выстраивает опасную террористическую машину Газы с мирным населением в качестве щита, против которой Израилю нечего противопоставить. Либо мы теряем наших ребят на поле боя, либо совершаем «военные преступления против мирного населения» с последствиями на международном уровне.
Когда 7 лет назад после «Литого свинца» Ольмерт вывел войска из Газы, не свергнув власть ХАМАСа, первым его критиком был лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу. Зайдите в Интернет и посмотрите его видеоролики того периода. «Я свергну власть ХАМАСа и точка!» - говорит он с полной безапелляционностью. Ольмерт руководил этой операцией, борясь с травмами Второй Ливанской войны и являясь, как говорят в США, хромой уткой. То есть, политиком с заканчивающейся каденцией. Почему же в августе 2014 года, когда Нетаниягу вывел войска – уже после «Нерушимой скалы» - сохранив власть ХАМАСа, он публично не извинился перед Ольмертом? Сказал бы, дескать, «Эхуд, ты был прав, я заблуждался». Но Биби, конечно, забыл это сделать. И так поступили бы, наверняка, многие политики на его месте.
Единственным членом правительства тогда, в 2014, выступавшим за свержение ХАМАСа, был Авигдор Либерман, тогда министр иностранных дел. Совсем недавно он сказал – по совсем другому поводу – что бессмысленно гоняться за отдельными комарами, а нужно осушить все болото. И хотя сказано это было по поводу ИГИЛа и его терактов в Европе, к ситуации с ХАМАСом это подходит как нельзя лучше.
Не надоела нам постоянная смена поз в этой ХАМАСутре? Ведь какой экзотической, смекалистой и творческой ни была бы эта поза, в конечном итоге «имеют» обязательно нас. Мы теряем солдат, туристов, деньги, международный престиж. А совсем недавно появились публикации о том, что Маруан Баргути из израильской тюрьмы ведет переговоры с ХАМАСом, цель которых – пробудить широкомасштабную волну террора по всей Иудее и Самарии. А мы в этом уравнении занимаемся умножением на ноль. И ждем результата. Мы требуем от мирового сообщества изолировать ХАМАС и относиться к нему как к террористической организации, при этом сами ведем с ним переговоры, сохраняем его власть и выполняем его требования, чтобы купить мирное небо еще на годик-другой.
Когда многоуважаемый господин Кац говорит об ответственности, которую мы несем по международному законодательству за мирное население Газы, то он подходит к этому термину слишком узко. Ведь ответственность предполагает еще и то, что мы должны защищать это население от власти террористических или бандитских формирований. Мы не должны позволять нелегитимным структурам проводить казни, расправы и политические репрессии. Даже если эта террористическая организация прикрывается видимостью результатов выборов, демократичность которых очень и очень далека от принятых стандартов.
Теперь возьмите Абу-Мазена. Политика нашей правящей партии в отношении «раиса» еще менее внятна, чем по отношению к последователям Халеда Машаля. Несколько месяцев назад Зеэв Элькин, министр правительства и ключевая фигура в Ликуде, рассказал нам, что Палестинская автономия очень скоро перестанет существовать. Абу-Мазен, по его словам, давно утратил всякую легитимность. Но в день его ухода ПА, а вместе с ней и Норвежские (Осло) соглашения канут в Лету. Теперь мы слышим, что Биньямин Нетаниягу приглашает Абу-Мазена к себе на чашечку кофе и даже высвобождает для этого время в своем плотном расписании. Но «раис» с пренебрежением отвергает приглашение.
Мы переглянулись, спросили друг у друга «Что это было?» и вернулись к повседневным делам. Но Авигдор Либерман заявил во всеуслышание, что Нетаниягу уже во всю ведет переговоры с Абу-Мазеном. Интересно, о чем? Я думаю, что раз лидер НДИ выступает с такими заявлениями, то наверняка у него имеется информация из первых рук.
Абу-Мазен готовится к заседанию Совета Безопасности ООН. Этот спектакль он разыгрываем дважды в год – на СБ, а потом в сентябре в Генеральной Ассамблее. Традиционно США налагали вето. Станет ли хромая утка Обама прикрывать нас своим вето на сей раз? После того, как США не воспользовались им против кубинского проекта резолюции, в результате чего СБ ООН принял резолюцию, осуждающую США. А ведь решения СБ ООН обязательны к выполнению. Что мы будем делать тогда?
Вряд ли у правительства есть ответы. Как нет и стратегической доктрины. Нет стратегии вообще. Живем сегодняшним днем. От выборов до выборов. От «свинца» до «столба», а потом до «скалы». Продолжая навязанную нам ХАМАСутру.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.