Арик Эльман, политолог/Специально для газеты "Эхо" Израиль
Начало предпасхальной недели ознаменовалось новым витком все более колоритных риторических разборок между лидером партии «Наш дом Израиль» Авигдором Либерманом и его бывшими коллегами из партии премьер-министра Нетаниягу. После того, как Либерман обвинил нынешнее правительство в пораженчестве и психологической и ментальной слабости, благодаря которым оно неспособно «объявить войну террору и победить его», пресс-служба «Ликуда» разразилась ответом, в котором, среди прочего, решила напомнить, что у Либермана нет за плечами военной карьеры, и что «единственное, что свистело у него над ухом, это теннисные мячи».
Читая это заявление пресс-службы правящей партии, нельзя не удивиться ее неспособности осознать, в какое нелепое положение она себя ставит. То, что Либерман, репатриировавшийся в Израиль в двадцатилетнем возрасте, служил там, куда его послала армия, и в той должности, которую она для него выбрала – это вообще не тема для дискуссии. Если в «Ликуде» считают, что есть такие виды службы в Армии обороны Израиля, которые достойны насмешки, то, может быть, там сочтут возможным огласить весь список, или же только «шлав бет», в рамках которого службу несли десятки тысяч репатриантов из бывшего СССР, вызывает особый приступ иронии?
Тем не менее, куда более интересной темой для обсуждения является не очередная серия психотриллера «Ликуд против Либермана, или от любви до ненависти один шаг», а сама идея, выраженная пресс-службой партии премьер-министра – тот, у кого нет военного опыта, не имеет права рассуждать о вопросах безопасности и должен уступить трибуну экспертам – тем, у котого сегодня или в прошлом на плечах красовались большие погоны. Это – весьма интересная логика, правда, не очень понятно, как она вяжется с базисным демократическим принципом гражданского контроля за армией. Когда в 2003 году «Ликуд» сделал своего депутата Юваля Штайница председателем парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, Штайниц – который хотя и служил в «Голани», но не стал офицером – подвергся граду насмешек и оскорблений со стороны израильской прессы, точнее, той ее части, которая обслуживает армейскую пресс-службу, этот источник самой интересной для израильских читателей и зрителей информации. Военные – в Генштабе и в министерстве обороны (которое тогда возглавлял от имени «Ликуда» известный гений Шауль Мофаз) активно саботировали усилия Штайница по реформе израильской разведки и процессов принятия оборонного бюджета, важность которых лишь растет со временем.
Когда генерал-премьер Ариэль Шарон совершил свою маленькую «рокировочку» и фраза «судьба Нецарим как судьба Тель-Авива» оказалась на самом деле генеральской шуткой, то в поддержку плана уничтожения еврейского присутствия в секторе Газы высказался целый батальон других генералов, полковников и прочих экспертов по безопасности, в том числе и тех, кто сидел в это время в Кнессете. Против размежевания выступили в Ликуде в основном депутаты с «гражданским» прошлым. Штайниц, который размежевание поддерживал, требовал вместе с тем предварить его крупной военной операцией по разгрому Хамаса в Газе – требование, которое Шарон и Мофаз отвергли, с известными теперь последствиями. Все предупреждения Либермана и других противников размежевания (многие из которых заплатили за неподчинение Шарону своей политической карьерой) полностью сбылись. Оптимизм генералов оказался болтовней.
Впрочем, в нашей израильской жизни больше десяти лет – это уже древняя история. Совсем недавно, в марте 2015 года, за шесть дней до выборов в Кнессет, организация под названием «Командиры – за безопасность Израиля» провела пресс-конференцию, на которой десятки экс-вояк и экс-шпионов призывали ни в коем случае не голосовать за «Ликуд», потому что Нетаниягу-де «провалился в борьбе с Хамасом и иранской ядерной программой». Разумеется, у виска премьер-министра просвистело в свое время немало пуль, однако он до генерала не дослужился и спецслужбой не командовал. По логике пресс-службы его партии, израильский избиратель должен был послушать отданные командным голосом «рекомендации» и проголосовать за кого угодно, только не за Нетаниягу.
Израильский избиратель, память которого оказалась намного лучше, чем рассчитывали «Командиры за безопасность», а инстинкт подчинения приказам – намного слабее, на мнение отставных вояк наплевал и вновь сделал «Ликуд» правящей партией. Для израильских граждан мысль о том, что генералитет – в погонах и без – может диктовать им их политический выбор, оказалась возмутительной – по данным предвыборного штаба «Ликуда», на следующий день после пресс-конференции позитивные индексы Нетаниягу как премьера лишь выросли.
Политические и личные взаимоотношения лидеров «Ликуда» и НДИ – это захватывающее реалити-шоу, которое наверняка еще доставит всем нам немало интересных минут. Однако в сведении сиюминутных счетов нельзя, как это высокопарно ни прозвучит, забывать об интересах страны. А интерес Израиля в данном случае состоит в том, чтобы в дискуссии по вопросам безопасности участвовали все демократически избранные лидеры страны – в коалиции ли, в оппозиции ли. Только так можно гарантировать, что нас не ждет повторение таких «сюрпризов», как война Судного дня, первая и вторая интифады, провал размежевания и события второй Ливанской войны. Как говорил абсолютно гражданский лидер Франции, приведший ее к победе в Первой мировой войне – «Война – это слишком важное дело, чтобы доверять ее военным».
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.