Цви Зильбер. Специально для газеты «Эхо»
Двадцать часов длилось заседание правительства по утверждению бюджета. Впрочем, можно сказать, что страда только началась. Сейчас начнутся торги большие и малые. А потом главная страда – утверждение проекта госбюджета и закона о регламентации хозяйственной деятельности (хок ха-эсдерим) парламентом.
Несомненно, в проекте бюджета появятся те или иные изменения, ведь государственный механизм у нас – это медиатор, посредник в противостоянии множества групп влияния, каждая из которых продвигает свои интересы, стараясь повлиять на распределение национального пирога. Только понимание сути этого формата может привести к реальным результатам. Поэтому только после того, как решение пенсионного вопроса для новых репатриантов стало необходимым условием для вступления партии НДИ в коалицию, нашлись и ресурсы, и мотивация, и решения.
Конечно, большие торги только начинаются. Чиновники Минфина готовы идти на уступки одной группе только за счет другой, которая также, в свою очередь, старается оказать максимальное давление. Но уже сегодня можно подвести предварительный итог исходя из уже утвержденного правительством проекта бюджета на 2017 и 2018 годы.
Итак, пенсии. Давайте подробно и досконально во всем разберемся. Все средства массовой информации написали, что на пенсионную реформу выделено 1,9 млрд шекелей в год, что даже превышает сумму, прописанную в коалиционных соглашениях между Ликудом и НДИ (там была оговорена сумма в 1,4 млрд шек). Это не совсем так. Министерство финансов требует соблюдения финансовой дисциплины, следовательно, выделение средств будет проходить поэтапно. В 2017 году на пенсионную реформу будет выделено 690 млн шек., в 2018 – 1 130 млн шек., в 2019 – 1,6 млрд шек. и начиная с 2020 – уже по 1,9 млрд каждый год. На что пойдут эти средства – будем разбираться ниже.
Очень одобряю дифференцированный подход к разным группам пожилых людей. Ведь раньше существовал только один рецепт – повышение социальной надбавки (автахат-ахнаса). Кстати, она будет повышена одиночкам на 240 шек., а семейным парам - на 380 шек., на эти цели государство выделяет 450 млн шек. в год. Повышение будет проводиться в два этапа – в 2017 и 2018 годах. Нужно отметить, что эту реформу, которая затронет четверть миллиона человек, включая ультраортодоксальный и арабский секторы, готовил министр финансов и его партия в соответствии с выводами комиссии Алалуфа по борьбе с бедностью. Вообще, нужно отметить, что к пенсионной реформе НДИ прибавились различные социальные инициативы партий коалиции, которые увеличили ее эффект. На научном языке это называется синергия, когда два плюс два дают пять.
Тем, кто снимает квартиру на частном рынке, помимо социальной надбавки, повысят также «квартирные». Согласитесь, что параграф жилья в семейном бюджете всегда стоит на первом месте, и разница в доходах между теми, кто живет в «хостеле» или комплексе «микбацей-диюр», и теми, кто каждый месяц платит высоченную арендную плату, очень велика. Тем более, что арендная плата растет из года в год, как на дрожжах (простите за штамп). На повышение «квартирных» в бюджете выделено 150 млн шек. в год. Оно также произойдет не сразу, а в три этапа - в 2017, 2018 и 2019 годах.
Следующая категория – те, кто заработал в течение своей трудовой деятельности в Израиле мизерную пенсию. Излишне даже повторять, что наша извращенная бюрократия зачастую ставит этих людей в худшее положение по сравнению с теми, кто не работал в Израиле ни одного дня. Ведь если накопительная пенсия хоть на шекель превышает сегодняшний потолок в 2670 шекелей, то человек теряет социальную надбавку и все связанные с ней льготы – скидку на «арнону», на электричество, и т.п. – всего примерно на 800 шекелей в месяц.
Теперь потолок будет поднят практически до 3000 шекелей. На эту расходную статью в бюджете выделено 200 млн шек. в год. По словам Леонида Литинецкого, одного из разработчиков пенсионной реформы НДИ, этот шаг коснется двенадцати тысяч человек, в основном, репатриантов из бывшего СССР, которые вернут себе социальную надбавку со льготами.
Предусмотрено также увеличение на несколько сот шекелей потолка заработка работающих пенсионеров, при котором у них сохранится право на социальную надбавку.
Работавшим в Израиле пенсионерам будет увеличена прибавка к пособию по старости за стаж. Это еще одна, на мой взгляд, важнейшая составляющая пенсионной реформы. Ведь именно по этой статье происходила главная дискриминация репатриантов. Институт Национального Страхования доплачивал по 2% за каждый проработанный в Израиле год, и так максимально до 50%, но только начиная с 11-го года. То есть, первые 10 лет стажа теряли все – не только репатрианты. Чтобы получить максимальную, то есть 50-процентную надбавку, уроженцу страны нужно было проработать 35 лет, что вполне реально. Ведь израильтяне, как правило, работают с 21 года до 67 лет, 46 лет получается. Для репатриантов алии 90-х потеря 10 лет израильского стажа сводила эту льготу практически на нет. Теперь стаж будет учитываться целиком, начиная с первого года работы в Израиле. На это в бюджете будет выделяться 950 млн шек. в год. Это, пожалуй, одна из самых тяжелых расходных статей пенсионной реформы, так как она коснется почти 440 тысяч человек. Разумеется, Минфин будет повышать выплаты до указанного уровня не сразу, а в четыре этапа (последние 300 миллионов шекелей, которые будут прибавлены в 2020 году - после чего оборот пенсионной реформы достигнет своего номинала в 1,9 млрд шек. - пойдут полностью на признание первых десяти лет стажа).
И, наконец, пережившие Холокост. Наконец, будет устранена несправедливость в отношении узников гетто и концлагерей. Размер их ренты из Германии не будет вычитаться из суммы пособия, которое они получают от министерства финансов. Это принесет каждому из них около тысячи шекелей в месяц. Эту реформу продвигали Софа Ландвер, Константин Развозов и Тали Плоскова. Также будут повышены выплаты эвакуированным, если до сих пор они получали 3 600 шек. в год, то начиная с будущего года эта выплата составит 3 960 шек. На помощь пережившим Холокост выделяется 150 миллионов шекелей в год. Эти изменения вступят в силу немедленно.
И мы еще ни слова не сказали о социальном жилье. 150 млн шек. выделяются в рамках коалиционного соглашения НДИ-Ликуд. Они будут распределены между министерством абсорбции и министерством строительства пропорционально числу очередников. То есть, львиную долю из этой суммы получит министерство абсорбции, эти деньги пойдут на строительство и расширение социального жилого фонда.
Министр абсорбции Софа Ландвер отмечает, со своей стороны, что правительство уже утвердило 500 млн шек. (на 2017 и 2018 гг.) из бюджета министерства на социальное жилье, первые 50 млн из этой суммы поступят еще в 2016 году и пойдут на приобретение квартир социального фонда. Кроме того, министерство абсорбции будет получать треть всех квартир социального фонда, которые будет закупать министерство строительства (из своих средств) для очередников. Таким образом, в течение следующих двух лет на пополнение социального жилого фонда министерства абсорбции, где в очереди ждут десятки тысяч русскоязычных пенсионеров, будет выделено около 700 миллионов шек.
Очень приятно писать о том, что самая обездоленная часть израильского общества, каковой являются пожилые репатрианты, немного улучшит свое материальное положение и решит часть своих проблем. Ну, а нашим парламентариям хочется сказать, что нельзя останавливаться на достигнутом. Спасибо за то, что вы сделали, продолжайте в том же духе. Не сбавляя темпа.
Автор - Редактор и ведущий радио РЭКА
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.