Цви Зильбер, Редактор и ведущий радио РЭКА, Специально для газеты «Эхо» /Израиль/
История, опубликованная израильскими СМИ на прошлой неделе. В начале этого учебного года в государственной школе в одном из городов центра страны появилась некая дама, которую классные руководительницы представляли детям как работника Министерства образования. Дама, которая ни разу не назвала детям своего имени, раздавала анкеты ученикам шестых классов. Вопросы касались отношения детей к религии. Например: «Знаешь ли ты наизусть выдержки из святых книг?» Или «Что находится внутри мезузы?» А вот мое любимое: «Если бы у тебя была возможность родиться второй раз, хотел бы ты снова родиться евреем?»
Составители анкеты всячески пытаются получить у детей ответ на вопрос «Кто такой еврей?», хотя с момента образования государства Израиль это определение так и не появилось. Каждая идеологическая группа отвечает на этот вопрос по-своему, и консенсуса не видать. Тем не менее, шестиклашки должны были ответить на такой вопрос: «Быть евреем – это навещать могилы праведников?» Или на такой: «Быть евреем – это слушаться раввинов?»
Эфрат Шелах (51), мать троих детей, которая поведала эту историю газете «Исраэль хайом», отмечает в интервью, что «представительница Министерства образования» обещала детям полную анонимность и конфиденциальность. А на самом вопроснике было напечатано, что участие в опросе добровольное, то есть сугубо по желанию, без «обязаловки».
Обещание анонимности вызвало у родителей большие сомнения, так как анкета начиналась с указания школы и класса, пола, трех последних цифр номера телефона и двух первых букв имени бабушки со стороны мамы. То есть, элементарное сопоставление этих данных с файлами министерства образования позволит моментально определить, кто заполнял анкету.
«Моя дочь была удивлена тем, что анкета не анонимная, что все вопросы носят ярко выраженный религиозный характер, причем варианты ответов не предусматривали таких опций, как «меня этот вопрос не интересует», или «у меня нет определенного мнения по этому вопросу», - рассказывает Эфрат Шелах.
Девочка пожала плечами и решила не участвовать в опросе, ведь написано «добровольно». Но не тут-то было. Как в советских школах, добровольное оказалось «добровольно-принудительным». Дама тотчас заметила отложенную в сторону анкету, и вывела ученицу из класса для «воспитательной беседы». «Никто из детей не делает проблем, только ты одна» и т.п. По словам мамы, ребенок в тот день вернулся из школы в истерическом состоянии, потому что дама угрожала и оказывала серьезное психологическое давление, но девочка настаивала на своем, апеллируя к надписи «добровольно», и «представительница Министерства образования» отступила.
Когда ученики сдали анкеты, дама стала их просматривать, выискивая «неправильные ответы». Она заставляла их исправлять свой выбор, приговаривая «Не может быть, чтобы вы не знали правильного ответа!»
Эфрат Шелах пришла в школу на следующий день и выяснила, что странное анкетирование проводилось в двух шестых классах и одном пятом (второй пятый как раз в это время писал контрольную). В кабинете у директора выяснилось, что многие родители позвонили уже в школу, чтобы спросить, что за странный опрос проводился вчера. Директор ответила честно, что понятия не имеет, что она не знала, что за вопросы были в анкете и что в течение трех дней она соберет заседание для выяснения всех обстоятельств.
Заседание действительно состоялось. На него пришли классные руководительницы, педагоги, родители и… сотрудники фонда «ТАЛИ», что расшифровывается как «тигбур лимудей яадут», то есть «поддержка в изучении иудаизма». Пришла и дама, раздававшая анкеты, которая, как оказалось, не имеет никакого отношения к Министерству образования, а является работницей оного фонда, методист по работе с учителями. Пришли также гендиректор фонда Эйтан Шикли и составительница вопросов анкеты доктор Хагит Акоэн-Вольф.
Директор сообщила, что накануне на нее было оказано давление со стороны этой самой безымянной дамы, которая настаивала на проведении анкетирования безотлагательно. Она ссылалась на одобрение главного ученого Министерства образования, и у директора школы сложилось впечатление, что речь идет о чем-то очень важном, поэтому «ТАЛИ» получили допуск без дополнительной проверки со стороны директора, за что она извинилась перед родителями.
Представители «ТАЛИ», фонда, который финансируется из бюджета Министерства образования, заявили, что это важнейшее исследование и оно будет проводиться в двухстах школах по всей стране. Но на родителей это не произвело никакого впечатления. Они связались с главным ученым, который объяснил, что, действительно, дал разрешение на анкетирование, но на определенных условиях: полная анонимность, возможность дать нейтральный ответ на любой вопрос, добровольное участие и т.д. Поняв, что условия нарушены, представители фонда «ТАЛИ» согласились вернуть анкеты родителям, но тоже с условием. Что те у них на глазах эти анкеты уничтожат. Видимо, чтобы концы в воду.
«Фонд «ТАЛИ» решили пиратским способом добыть информацию, которая непонятно куда пойдет и для чего будет использована, такое у нас было чувство, - говорит Эфрат Шелах. – Мы не знаем, чьи интересы они обслуживают и кто получит доступ к данным. Кроме того, мы, родители, не давали своего разрешения. Налицо практика давления на детей и введения их в заблуждение». И добавляет: «Гендиректор «ТАЛИ» сказал нам, что они приходят только туда, где им рады. Это очень важно. Если ваши дети еще не сталкивались с этой агрессивной анкетой, и вы, как родители, хотите их от этого защитить, заранее сообщите об этом директору и предупредите детей, что они имеют право отказаться и не отвечать на эти вопросы».
В официальной реакции Министерства образования подчеркивается, что они к этой анкете никакого отношения не имеют. Так ли это? На сайте Министерства можно найти информацию об объемах учебных программ религиозного характера, которые проводятся разными некоммерческими организациями. Таких программ более полутора тысяч. Около тысячи из них претворяются в жизнь под контролем Министерства, остальные – без соответствующего инспектора. Перед представителями ярко выраженных ортодоксальных организаций открываются двери светских школ. Приходят, например, религиозные девушки, проходящие альтернативную службу в армии – в рамках этих организаций. Они пропагандируют религиозные догмы в ультимативной форме, не терпящей никаких возражений или сомнений.
Вот вам пример, который также приводит газета «Исраэль хайом». 13-летняя ученица государственной школы в Герцлии попыталась высказать свое мнение на уроке, где детям внушали: «Только благодаря религии, соблюдению субботы и выполнению указаний раввинов народ Израиля смог сохраниться и спастись», но «учительница» заткнула ей рот и выгнала из класса. Когда девочка подошла к ней после урока, чтобы все-таки прояснить свою позицию, та не стала слушать. «Многие дети в классе считают так, как я. Но мы поняли, что спорить бесполезно, поэтому сидим и молчим», - говорит она.
Приближают ли такие уроки наших детей к иудаизму? Сомневаюсь. Мы гордимся нашей наукой, нашим хай-теком, но в школах у нас хромает преподавание основных дисциплин. Например, математики. Не хватает учебных часов, переполнены классы. Может, лучше туда переадресовать миллиарды, которые мы тратим на «датишную» чушь? Может, нашему министру образования пора вспомнить, что он не только «вязаная кипа». Что он когда-то работал в хай-тэке, о чем без конца напоминали его русскоязычные представители перед выборами? Может хватит «распиливать» бюджеты образования, который и так у нас от бюджета к бюджету сокращаются, как шагреневая кожа?
Я понимаю, что у нас в стране есть электорат, который чувствовал бы себя намного комфортней в XVII веке, нежели в XXI. Но должен быть здравый смысл! Дальше ехать некуда, когда правительство державы хай-тэка почти в полном составе (кроме министра обороны Авигдора Либермана) голосует за передачу ультраортодоксу Дери полномочий, применив которые в соответствии со своей идеологией он может превратить процветающий Тель-Авив, жемчужину Ближнего Востока, хит мирового туризма, в захолустье. В еще один скучный город израильской периферии, где в субботу все вымирает, где нечем заняться, где молодежь по субботам развлекается наркотиками, алкоголем и вандализмом. Потому что все закрыто. Это не приблизит народ Израиля к ценностям иудаизма. Это не укрепит в народе еврейскую, сионистскую самоидентификацию. Это отдалит нас от цифры XXI, и приблизит к нашим «любимым» соседям по Ближнему Востоку. Иран – это очень близко. Практически за углом.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.