Арик Эльман, политолог. Специально для газеты "Эхо" /Израиль/
В преддверии первой официальной встречи президента США Дональда Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу израильская правая пресса и социальные сети наполнились впечатляюще интересными теориями конспирации о том, как недостаточно идеологически устойчивый премьер-министр дурно влияет на нового, неопытного и очень дружественного Израилю президента, заставляя его менять к худшему свои позиции в отношении таких вопросов, как перенос посольства США в Иерусалим, развитие еврейских поселений в Иудее и Самарии и возможная аннексия части контролируемых территорий.
По мнению любителей этих теорий, интервью, которое Дональд Трамп дал в конце прошлой недели газете «Исраэль ха-Йом» - главное доказательство наличия подобного «сговора». В интервью Трамп весьма туманно отозвался о перспективе переезда посольства в Иерусалим и вновь предупредил о том, что рост поселений может помешать достижению мира. Журналист Боаз Бисмут, который провел интервью, рассказал позднее, что Трамп был крайне осторожен в словах и регулярно сверялся с подготовленным для него на бумаге текстом.
В общем, если сразу после победы Трампа на выборах израильские религиозные правые впали в эйфорию, как будто в Америке к власти пришел Мессия, то теперь, как положено в биполярных состояниях, наступила очередь депрессии. Разумеется, если видеть американскую политическую карту через такие нездоровые очки, то такие изменения позиции Трампа иначе, чем нездоровым влиянием, объяснить нельзя, и по «доброй» традиции, идеологи правых винят во всем Нетаниягу – дескать, президент США пляшет под его дудку, поставляя премьер-министру вооружение, которым тот может отбиваться от давления справа.
Надо сказать, что один плюс в подобной фантазии однозначно есть – если Нетаниягу действительно может указывать Трампу, что говорить и как думать, он находится прямо-таки в уникальной позиции и Государство Израиль может немало заработать на международной арене, выступая в роли посредника между президентом США и остальным миром, лидеры которого пока не очень понимают, как объясняться с непредсказуемым и не поддающимся анализу лидером свободного мира. Жаль, разумеется, что речь идет, увы, о фантазии.
Несмотря на то, что ряд советников Трампа, в первую очередь его кандидат на место посла в Израиле Дэвид Фридман, весьма скептически относятся к идее палестинского государства и в своих прошлых заявлениях занимали позиции гораздо правее Нетаниягу, это совершенно не значит, что сам Трамп, явно не испытывающий никаких симпатий к палестинцам, готов поэтому в одночасье развернуть на 180 градусов американский внешнеполитический курс на Ближнем Востоке. Недаром в его команде оказались два человека с разным, но весьма существенным опытом работы с арабами – госсекретарь Рекс Тиллерсон, знакомый с правителями эмиратов Персидского залива по своей работе в ExxonMobil , и бывший глава Центрального командования вооруженных сил США Джеймс Мэттис, который в прошлом не раз высказывал свое мнение о том, что еврейские поселения создают проблемы для США и что за поддержку таких действий Израиля Америке приходится платить.
Вместо того, чтобы праздновать отдающую антисемитской теорией конспирации фантазию о том, что Трамп – это этакая марионетка в руках своих еврейских родственников и советников, и готов бездумно претворять в жизнь стремления наиболее агрессивного крыла поселенческого движения, гораздо разумнее предположить, что Трампом движет стремление сбалансировать разные точки зрения на палестино-израильскую проблематику с тем, чтобы не навредить американским интересам на Ближнем Востоке в целом.
При этом нельзя не отметить, что, разумеется, судя по всем заявлениям и действиям Трампа и его администрации, новый баланс американской политики будет в любом случае в пользу Израиля, и речь идет даже не только о возвращении к временам Джорджа Буша-младшего (сегодня, в сравнении с Обамой, Буш воспринимается как весьма произраильский президент, однако две его каденции тоже включали немало эпизодов давления на Израиль и даже конфликта). Помимо принципиального решения воздержаться от любого публичного осуждения деятельности Еврейского государства и готовности к пересмотру параметров ядерной сделки с Ираном, эта ревизия, судя по всему, будет включать в себя и гораздо более жесткий подход к Палестинской Автономии, на которую будет возлагаться главная ответственность за отсутствие прогресса на переговорах – и, конечно же, за саботаж самих переговоров, чем Аббас и его подельники занимались большую часть двух каденций Обамы без опасений какого-либо возмездия из Вашингтона. Решение США заблокировать ООНовское назначение бывшего премьер-министра автономии Салама Фаяда стало хорошей демонстрацией того, какой холодный ветер дует из Америки в направлении Рамалллы.
И тем не менее базисная цель Соединенных Штатов в нашем регионе при Трампе не изменится, просто потому, что с берегов Потомака она выглядит абсолютно разумной, логичной и отвечающей долговременным интересам и Америки, и Израиля. Цель эта – добиться того, чтобы арабы и евреи жили на Ближнем Востоке в мире и сотрудничестве, а не в состоянии перманентного конфликта, который постоянно стремятся использовать силы, недружественные и Израилю, и Америке, и всей западной цивилизации. Американское политическое мышление, даже в эпоху Трампа, не готово априори принять тезис о том, что проивостояние евреев и арабов – это явление перманентное, и ничто не заставит палестинцев согласиться на мирное сосуществование с Израилем. Если американские и израильские либералы считают, что ключ к миру – в уступках Израиля, Трамп и его команда вместе с Нетаниягу могут полагать, что как раз-таки давление на палестинцев принесет мир. Тактика может быть иной, цель не меняется.
Если израильские правые действительно хотят переубедить Америку, они должны искать не новых интересных путей поставить легко раздражимого президента перед свершившимся фактом, а думать над альтернативным решением проблемы, которое этому президенту можно будет «продать». Идеи наподобие «давайте аннексируем все, что можно, гражданство палестинцам не дадим, а дальше Бог поможет» Дональд Трамп не купит – он для этого слишком опытный бизнесмен. Нетаниягу – с его известной осторожностью, с его любовью к статус-кво – тут на самом деле не при чем.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.