Владимир Бекиш/Ситуационный анализ/Дубай
Итак, новейшая северокорейская баллистическая ракета (ну, по крайней мере, для корейцев новейшая) успешно испытана (ну, по крайней мер, для корейцев успешно).
И конечно, и Япония, и Южная Корея, и дядюшка Трамп в смятении и возмущении. Да и есть от чего. Во-первых, лихой товарищ Ким Чен Ын продолжает плевать на все резолюции ООН, на предупреждения США, а заодно на их авианосную армаду у своих берегов. А также плюет на предупреждения Японии. И на между народные санкции. И на «обеспокоенность», которую выражает российский МИД. А самое тревожное – КНДР торжественно заявила, что теперь может достичь своими ракетами любой точки мира. Ну а уж любой точки Америки – и подавно.
Есть такая наука – баллистика. Она изучает и описывает движение свободно брошенных тел под действием силы тяготения. Собственно ракеты называются «баллистическими» потому, что движутся они по законам баллистики, и по баллистическим траекториям. И как ни хотелось бы видеть иное северокорейским товарищам, по этим же законам и траекториям движутся и северокорейские ракеты. И это вступает в некоторое противоречие с тем, что сообщают о своих ракетных испытаниях северокорейские товарищи.
Начнем с того, что сегодняшний пуск ракеты «Хвасон-14» заявлен с такими параметрами: дальность пуска 993 километра. Высота траектории – 2208 километров. Время полета – 39 минут. Цель поражена с «абсолютной точностью».
Несмотря на то, что последние лет 20 я большей частью нахожусь на Ближнем Востоке и в Африке, я все еще баллистик по специальности. И межконтинентальные ракеты, а также спутники, боеголовки и ступени – для меня не пустой звук. И если СМИ не напутали с цифрами, то большая часть из сообщаемого – просто вранье. Или вранье пропагандистское.
Начнем с сообщения об «абсолютной точности» попадания ракеты. Здесь вранье – все. Дело в том, что пуск производился в акваторию. То есть в данном случае в Японское море. И даже если представить себе, что в абсолютной экономической зоне Японии корейцы установили и закрепили на якоре плавучую мишень (точку цели по-нашему), и именно по этой цели они прицелили и выстрелили ракету, то как они определили, что головная часть ракеты (боеголовка по простому) поразила эту цель – абсолютна загадка… Если только в этой самой точке цели, скажем, на плоту, не сидела парочка северокорейских генералов. И после падения головной части они перестали выходить на связь. В силу попадания… Одним словом – блеф. Впрочем, если целью было все Японское море, и отклонение точки падения от точки прицеливания в десяток-другой километров – это нормально, то тогда конечно…
Следующий интересный момент – высота траектории. 2802 километра. Для справки – международная космическая станция МКС летает в открытом космосе на высоте 350 километров. Всего лишь. То есть корейская ракета «забралась» на высоту в 8 раз большую. Вопрос — зачем? И почему?
Если учесть, что дальность пуска составила 993 километра, ну, примерно тысячу километров, то значит соотношение дальности пуска и высоты траектории в верхней точке – почти 1:3. Теперь: возьмите карандаш. И представьте себе, что он и есть те самые тысяча километров. И положите его на стол. Теперь возьмите такой же карандаш, и отмерьте им высоту трижды. А теперь представьте себе, что один конец лежащего карандаша – точка пуска ракеты. А другой конец – точка падения. А «макушка» траектории у вас – в трех карандашах выше. Получается, что ракета летела все время практически вертикально, с углом тангажа почти 80 градусов. И с точки зрения баллистики это - самая невыгодная траектория. Потому что вся энергия двигателей идет на преодоление максимальной величины силы тяжести. А самая выгодная траектория – это когда угол тангажа (или угол бросания) около 45 градусов. При этом достигается максимальная дальность полета.
То есть ракета стартовала вертикально. И затем все время, пока работали двигатели, почти вертикально и летела. Затем двигатели выключились (обе ступени отработали), и головная часть (если она еще отделилась от последней ступени ракеты) продолжала движение к верхней точке траектории, теряя скорость. И при таком угле тангажа скорость ракеты в верхней точке стала почти нулевой. А затем ракета стала просто падать на Землю. Постепенно разгоняясь под действием силы тяжести, набирая в каждую секунду скорость 9,8 метров в секунду.
Другими словами, представьте себе, что вы бросили вверх мячик. Он полетел вверх, остановился, и начал падать вниз, разгоняясь. Вот так и корейская ракета.
Теперь о времени полета. Те самые 39 минут. По собственному опыту могу сообщить, что межконтинентальная баллистическая ракета преодолевает расстояние в 9 000 километров (это как раз из Сибири по Америке) за 27 минут. При этом высота ее траектории составляет не более полутора-двух тысяч километров…
Так что сказать, какую реально дальность полета сможет реализовать эта самая «успешно испытанная» корейская ракета, как-то… Проблематично. Единственное, что могло бы дать ответ на этот вопрос –продолжительность активного участка траектории. То есть того участка, когда работают двигатели разгонных ступеней, первой и второй. И если это время составляет минут 5-6, как у обычной стратегической ракеты, то тогда при нормальном угле тангажа она сможет преодолеть тысяч шесть километров дальности. Это конечно не «любая точка земного шара», но все же…
А вот если время активного участка было минуты 3, то дядюшка Дональд может расслабиться.
Тут, правда, есть еще один нюанс. Дело в том, что мало забросить ракету на большую дальность. Надо еще, чтобы она несла ядерный заряд, как того страстно хочет товарищ Ын. А вот этого самого заряда, да еще с автоматикой подрыва, у корейцев пока не. Есть ядерные устройства, которые они подрывают на своих вызывающих испытаниях. А ядерное устройство, которое весит 2-3 тонны, и занимает целую комнату, их ракета ну никак не поднимет. То есть может и поднимет, но недолго. До Америки никак не дотянет. Я уж не говорю о точности прицеливания. Конечно, если цель товарища Ына — не конкретная табуретка на крылечке Белого дома, на которой сидит Трамп, а просто вся без разницы территория Америки – куда упадет, туда и упадет – тогда, конечно, все не очень хорошо. Хотя, если честно, все и так не очень хорошо. И дело тут не в скучных углах тангажа, траекториях и секундах. Просто, когда на мостике через речку сталкиваются два барана, каждый из которых считает себя круче другого, и ни один из них ни за что не уступит, и даже не побоится первым боднуть противника – утонут оба, как учит народное творчество. И пусть бы, с другой стороны! Вот только и мостик они утопят, и речку загадят, да еще и овец и своих, и чужих погубят – не приведи господь…
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.