Арик Эльман/политолог/специально для газеты "Эхо" Израиль
В час, когда пишутся эти строки, еще неизвестно решение израильского комитета министров по вопросам безопасности, который вновь собрался в воскресенье, чтобы обсудить вопрос о сохранении либо устранении металлодетекторов, установленных неделю назад у входов на Храмовую гору после убийства там двоих израильских полицейских. Вне зависимости от того, что решат политики, хочется предложить несколько замечаний, призванных внести некоторую ясность в сложившуюся ситуацию.
1. Установление металлодетекторов является нарушением статус-кво на Храмовой горе.
Нет. Статус-кво, определившийся после Шестидневной войны и частично закрепленный в мирном договоре между Израилем и Иорданией в 1994, касается прав самоуправления мусульман в своих святых местах на горе и ограничений там прав евреев – свободы посещения и, конечно же, свободы вероисповедания. О том, что можно и нельзя делать израильской стороне за пределами эспланады Храмовой горы (Харам аш-Шариф), никто ни с кем никогда не договаривался. Точно так же, как Израиль регулярно ограничивает доступ палестинцев к Храмовой горе в периоды беспорядков и террора, Израиль имеет право ввести новые меры контроля на подступах к горе, поскольку старые меры, опиравшиеся на добрую волю вакфа и и его иорданских охранников, явно не работают.
2. Металлодетекторы нельзя было оставлять, если армия и ШАБАК высказались против.
Ответственность за обеспечение безопасности в Иерусалиме и на Храмовой горе лежит на полиции, которая высказалась в поддержку сохранения металлодетекторов, пока не найдено какое-то иное решение проблемы. Армия и ШАБАК предупредили о возможности эскалации насилия, в случае если Израиль не уступит палестинскому давлению. Кабинет безопасности решил поддержать точку зрения полиции, сознавая возможность обострения.
3.Теракт в Халамише – свидетельство ошибки политиков и правоты армии.
Для начала следует отметить, что палестинские беспорядки в самом Иерусалиме в течение пятницы (чего больше всего опасались и службы безопасности, и комментаторы) оказались достаточно минорными и были эффективно подавлены полицией. Теракт в удаленном от Иерусалима поселении – это сценарий, который армия и ШАБАК должны были рассматривать и готовиться к нему, а не «предупреждать о нем».
4. Действия Израиля после теракта на Храмовой горе вызвали эскалацию террора.
Тут придется немного освежить память. Сам факт того, что действия Израиля вызваны ТЕРАКТОМ на Храмовой горе, уже должен стать намеком на то, что версия «израильских провокаций» - это полная чушь. Если кто позабыл, придется напомнить – начавшаяся в сентябре 2015 года «интифада одиночек» проходила и продолжается под лозунгом борьбы за Эль-Аксу, оскверняемую евреями, на фоне поддерживаемой палестинским руководством кампании лжи о якобы планируемом Израилем изменении статус-кво на Храмовой горе.
Стоит напомнить, что в ноябре 2015 года ситуация накалилась настолько, что израильский кабинет объявил вне закона израильских подельников-провокаторов – северное крыло Исламского движения во главе с Раедом Салахом, создателей группировок «Мурабитун» и «Мурабитат» по защите все той же Аль-Аксы. Только феноменально короткой памятью израильских СМИ на преступления палестинцев можно объяснить болтовню о якобы нарушенном «спокойствии» в Иерусалиме и за его пределами.
С 13 сентября 2015 года в терактах, подавляющее большинство которых было совершено «во имя Эль-Аксы», погибли 52 человека и 787 получили ранения. Как вам такое «спокойствие»? Стоит заодно привести статистику трех последних месяцев:
Июнь - 5 терактов с применением холодного оружия, 6 терактов с применением взрывных устройств; 131 случай камнеметания, 27 бутылок с горючей смесью и 4 обстрела.
Май – 9 терактов с применением холодного оружия, 6 терактов с применением взрывных устройств; 284 случая камнеметания, 63 бутылки с горючей смесью.
Апрель - 7 терактов с применением холодного оружия, 5 обстрелов, 2 наезда, 4 теракта с применением взрывных устройств; 218 случаев камнеметания, 40 бутылок с горючей смесью.
Тишина, правда?
5. Теперь, после теракта, металлодетекторы надо обязательно оставить.
Нет. С самого начала было понятно, что установка детекторов – это временный шаг, призванный продемонстрировать решимость Израиля добиться более эффективных мер безопасности на Храмовой горе. Если бы у палестинцев была хоть капля здравого смысла и желание доказать неправоту Израиля, они, вместо того чтобы устраивать массовые беспорядки и бойкотировать детекторы, могли бы, как обычно по пятницам, отправить к Храмовой горе 80 тысяч молящихся. Вполне возможно, детекторы с таким массовым потоком публики не справились бы, у входа на гору возникла бы пробка и израильские гарантии свободы доступа мусульман на молитву превратились бы в пустой звук на виду у телекамер всего мира.
Разумеется, такой образ действий противнику и не мог прийти в голову, потому что он отрицает само право Израиля на любые формы контроля на Храмовой горе. Однако решение принадлежит не только палестинцам, но в первую очередь иорданскому королю, который за дымзавесой шумных антиизраильских заявлений уже занят поиском компромисса.
Любое изменение ситуации, которое приведет к введению новых, подконтрольных Израилю мер безопасности на Храмовой горе, должно будет рассматриваться как израильская победа в этом кризисе, вне зависимости от того, останутся металлодетекторы на месте или нет.
Однако главной проблемой на Храмовой горе являются не меры безопасности, а сам статус-кво, закрепляющий дискриминацию евреев. Именно стремление запугать Израиль и предотвратить любое изменение этой ситуации является главным мотивом нынешней волны палестинского террора. До тех пор, пока это устрашение работает, и израильское правительство раз за разом клянется соблюдать статус-кво, регулярные вспышки террора будут продолжаться.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.