Цви Зильбер - Редактор и ведущий радио Кан-РЭКА/Специально для газеты «Эхо»
Очень сложно быть «идейным палестинцем» в последнее время. Появившийся дуализм чувствуется во всем. И если раньше любое палестинское движение было приемлемой опцией, ведь все они боролись с «сионистским врагом» и за общее дело, то сегодня все изменилось. Делая выбор, нужно в первую очередь позаботиться о том, чтобы тебя не прихлопнули твои же братья по национальной идее. Только из другой группировки.
Отношения между ХАМАС-станом и ФАТХ-лендом иначе как состоянием войны не назовешь. Судите сами, председатель ФАТХ-ленда призывает «сионистского врага» ужесточить блокаду ХАМАС-стана, приводя в состояние паралича все эти флотилии «Фри Газа» и организации, получающие на это деньги. ХАМАС переизбирает руководство и перебегает в лагерь Ирана и Асада. Организация, выросшая из недр суннитского исламского фундаментализма, считающая себя частью мирового движения братьев-мусульман, переходит в стан врагов-шиитов, которые ведут резню суннитов по всему Ближнему Востоку. В то же время суннитские режимы, один за другим, объявляют ХАМАС вне закона.
Абу-Мазен готов к «внутрипалестинскому диалогу» только на условиях полной капитуляции ХАМАСа. ХАМАС придерживается аналогичных позиций, объявляя режим в Рамалле нелегитимным и пересидевшим все каденции и сроки.
Руководство ХАМАСа в Газе явно нервничает. И не только потому, что друзей в мире у них практически не осталось (государство-изгой Иран, Катар - с большими оговорками - и эрдогановская Турция). ХАМАС всегда решал все свои внутренние и внешние проблемы войной с Израилем. Сегодня такое окно возможностей закрывается. Ведь министр обороны Израиля дал недвусмысленно понять, что следующая «войнушка» станет последней для власти ХАМАСа. Израиль не будет, как при Буги Яалоне, бомбить баскетбольные площадки в Рафиахе («тренировочные базы ХАМАСа»), а ракета с беспилотника прилетит лично Хание в голову. Такая постановка вопроса кардинально меняет подходы.
Тактика «кассамов» уже свернута, ведь «Железный купол» свел ее эффективность практически к нолю. Тоннели, которые пока еще представляют серьезную опасность для «сионистского врага», скоро тоже окажутся в «музеях боевой славы». Министерство обороны Израиля начинает строительство подземного рубежа вдоль всей границы с Газой. Специальный экскаватор будет выкапывать траншею глубиной в несколько десятков метров, до водоносного слоя. Далее туда будет заливаться особый жидкий бетон. Такая глубина будет недостижимой для палестинских «копателей». Но даже если они дойдут до конца слоя бетона, то грунтовые воды очень быстро разрушат любой тоннель.
Конечно, строить тоннель дорого. Более 40 млн шекелей за каждый километр. Но это не те расходы, перед которыми Израиль остановится, чтобы устранить стратегическую угрозу, каковой были признаны тоннели еще три года назад - во время операции Нерушимая скала. Правда, три года назад еще не было технологических решений. Тогда, если вы помните, предлагалось прокопать ров и заполнить его морской водой, но это решение было слишком лобовым и сочеталось с множеством побочных эффектов.
Министр обороны Авигдор Либерман, сразу после вступления на эту должность, открыл двери министерства обороны для ученых и изобретателей из числа репатриантов. Годами обивали они пороги министерства обороны со своими проектами, но никто не удосужился уделить им внимание. И вот на прошлой неделе прошла совместная конференция министерств абсорбции и обороны, в которой приняли участие около ста ученых. По ее результатам можно сделать вывод, что наши люди уже и здесь отличились. Кто знает, может быть строительство подземного рубежа разработали как раз-таки ученые-репатрианты. Хотя эта информация, по понятным причинам, засекречена. В любом случае, специалисты уже сумели отделить зерна от плевел, а серьезных ученых-изобретателей от наивных мечтателей и чудаков.
Военная опция все отдаляется, и у ХАМАСа остается последняя возможность – спекулировать на «горькой доле» жителей Газы, в коей виноват «сионистский враг». Не ХАМАС, который держит, фактически, в заложниках двухмиллионное население сектора, и направляет практически все ресурсы на войну и личное обогащение своих бандитов. Не Абу-Мазен, который призывает «сионистского врага» ужесточить санкции в отношении доброй половины палестинского народа. Именно многолетнее лицемерие и пропагандистская ложь довели палестинцев до того состояния, в котором они сегодня пребывают.
В этой связи особого внимания заслуживает проект по строительству морского порта в Газе на искусственном острове. Авторство принадлежит, несомненно, министру Исраэлю Кацу, который до сих пор остается большим энтузиастом этого проекта. А вот глава правительства и министр обороны заморозили строительство острова. И на это, на мой взгляд, есть несколько причин.
Первая. Израиль не должен влезать во внутрипалестинский конфликт. Пусть Абу-Мазен и Хания выясняют свои отношения где угодно. Раз уж мы не стали по просьбе первого ужесточать блокаду Газы, значит, мы не должны давать и преференции ХАМАСу.
Второе. Строительство порта было одним из требований ХАМАСа после Нерушимой скалы. Биньямин Нетаниягу, когда перемирие было подписано, громогласно заявил, что ни одно из требований ХАМАСа не было принято. Так зачем же сейчас строить порт? Это будет явная победа террора и дозаправка пропагандистской машине ХАМАСа. Дескать, только война приносит результаты.
Третье. Министр обороны провозгласил политику кнута и пряника. Пряник нужно заслужить. ХАМАС пока этого не сделал.
Четвертое. Строительство искусственного острова у побережья Газы и морского порта связано с колоссальными расходами на безопасность. Как можно что-то построить в самом сердце террористического осиного гнезда? Даже арабские «кабланы», строящие в Израиле, вряд ли согласятся участвовать в этом проекте. А если разрешить ХАМАСу строить самостоятельно, то все стройматериалы пойдут на бункеры и тоннели. С точки зрения логистики – это нонсенс. Есть, впрочем, и третья опция. Какие-нибудь турки или шведы. Но тогда, опять же таки, в Газу под видом строительных нужд начнут поступать стратегические материалы, если не готовое оружие.
По данным израильских спецслужб, к 2020 году Газу ждет полный крах. Об этом уже не первую неделю причитает военный обозреватель газеты «Гаарец» Амос Харэль. Впрочем, его логические построения приводят нас к противоположной стенке. Дескать, чтобы этого не произошло, мы должны строить порт усиленными темпами.
«Ось Нетаниягу-Либерман перекрыла инициативу по строительству искусственного острова, по поводу которой ЦАХАЛ дал положительное мнение. И мне кажется, что поэтому «медовый месяц» между Либерманом и высшим командованием ЦАХАЛа подходит к концу. У них наметились и существенные разногласия по поводу оперативных планов на случай военных действий в секторе Газа», - написал он на прошлой неделе.
Действительно, между Либерманом и генералитетом ЦАХАЛа сложились прекрасные отношения. В отличие от того же Буги Яалона, который еще в бытность начальником генштаба носил высокие сапоги, потому что «в Генштабе полно змей». Либерман гражданский политик, у него нет за плечами армейской карьеры и системы личных симпатий и антипатий в армии. Он задает стратегическую линию и ставит задачу. А армия должна предоставить возможные решения. Это здоровая работа системы. Вряд ли из-за прожекта с островом, несмотря на «положительное мнение», эти отношения испортятся. Неужели у нас Генштаб состоит из мелочных людишек с радикально левым мировоззрением, как у Амоса Харэля? Неужели главная мечта Генштаба — это умиротворение ХАМАСа и предотвращение любых боевых действий любой ценой? Смею надеяться, что это не так.
А «разногласия по поводу оперативных планов на случай военных действий в секторе Газа», о которых пишет Харэль, это и строительство подземного рубежа, и политика «кнута и пряника», и прекращение бомбардировок баскетбольных площадок, и недвусмысленные заявления о свержении власти ХАМАСа. Ведь Буги Яалон три года назад навязал правительству концепцию сохранения этой власти.
ХАМАС в большом тупике. И идеологическом. И стратегическом. Их выставили из Катара, зато пригласили на инаугурацию к Роухани, который погладил их по головке, приблизив тем самым к лагерю мировых изгоев. Евросоюз заявил, что не намерен исключать ХАМАС из списка террористических организаций.
Именно поэтому Хания заявил, что ХАМАС сохранит в своих руках только военные полномочия, а гражданские и административные функции перестанет исполнять. Ведь чем кошмарней будет жизнь в Газе, тем лучше ХАМАСу. Тем громче можно кричать о «сионистском враге» и «горькой доле», а заодно и о «предателях» в лице Абу-Мазена и суннитских стран. На это последняя надежда ХАМАСа. И именно с этим нам придется иметь дело в ближайшем будущем.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.