Цви Зильбер- Редактор и ведущий радиостанции Кан-РЭКА/Специально для газеты «Эхо»
Вся Германия обсуждает, как Юдале помочился в душевую кабинку. Тот самый Юдале из культового израильского фильма «Эскимо-лимон», «Лимонный эскимо», который в прокате многих стран шел под названием «Хот бабблгам», «Горячая жевательная резинка». Дело в том, что один из героев фильма, замечательный израильский актер Цахи Ной, которому уже 64 года, давно стал знаменитостью в Германии. После грандиозного успеха израильского фильма, как и других «бурекасов» 70-х годов, немцы выкупили авторские права и стали снимать продолжение «Лимонного эскимо» в Германии, где простоватый и похотливый Юдале (имя ему решили не менять), переехавший в Германию, оказывался в постели с юными блондинками модельной внешности.
Но ближе к делу. Цахи Ной попал в проект «За стеклом» (во многих странах этот формат называется «Старший брат») для VIP. Группу знаменитостей закрыли в доме, где везде установлены камеры, без связи с внешним миром. Там они должны общаться, выполнять интерактивные задания и плести интриги, чтобы остаться в проекте как можно дольше, выйти в финал и получить большой приз.
Юдале был удален из дома по единогласному голосованию всех участников уже через 2 дня. Это произошло после того, как Цахи Ной помочился в душевую кабинку и вытерся чужим полотенцем, что вызвало шквал негодования со стороны чопорных европейцев.
Потом в интервью СМИ Юдале объяснил, что он принимает мочегонные препараты, поэтому не может терпеть. А туалет в доме за стеклом был плотно занят. «Я забыл, что в душевой тоже стоят камеры, а когда вспомнил, было уже поздно, - признался он. – До последнего момента я надеялся, что они это не покажут, но тщетно. Запись пошла в эфир». По поводу полотенца Цахи Ной вообще не понимает, в чем проблема. Всем участникам выдали одинаковые полотенца, поэтому путали все. Подумаешь, вытерся не своим.
Впрочем, многие сторонники теории заговора поспешили заявить, что Юдале сделал все это специально для Пи-ара. Разбираясь в тонкостях европейского менталитета, он намеренно спровоцировал скандал, после которого вся Германия его обсуждает. Примерно как Лолита Милявская заставила всех о себе говорить своим прозрачным обтягивающим комбинезоном. Но это так, к слову.
Разница менталитетов здесь налицо. Моя первая реакция на поведение Юдале тоже была возмущенной. Сидящий глубоко во мне европеец говорил что-то вроде «израильское бескультурье», «местечковая беспардонность». Действительно, сколько раз сетовали мы в нашей израильской жизни на неотесанность уроженцев страны, которые ставят ноги на сиденья в автобусе, которые, не испытывая никаких угрызений стыда или совести, могут спустить штаны посреди улицы и помочиться.
Но…
Я прожил несколько лет в Европе и начал понимать, какое большое значение придается там правилам и условностям. Вспоминается один случай, когда я провожал свою подругу в Рождественскую ночь в Дюссельдорфский аэропорт. Дорога была долгая, и мочевой пузырь просто разрывался. На всех парусах вбежал я в здание аэропорта, которое в Рождественскую ночь было почти пустым. Там как раз шел капремонт, и многие проходы были перекрыты. Увидев заветный указатель, я что было сил понесся по направлению к туалету. Бегу трусцой по длинному коридору. Сталкиваюсь с немцем, у которого та же проблема. Мы вместе бежим трусцой, следуя заветному указателю. Однако дверь мужского туалета оказалась забита досками. «Закрыто на ремонт», - гласила надпись. Мой немецкий товарищ по несчастью произнес смачное «шайзе» и побежал искать другой туалет. Я же, будучи израильтянином, спокойно облегчился в женском туалете, где было абсолютно пусто, как и во всем аэропорту.
Видите, немцу даже в голову не пришло, что можно нарушить правила и зайти в женский туалет. А тут - в душевую кабинку…
Многие говорят, что наша израильская «хуцпа» начинается с пренебрежения правилами и условностями. Дерзость, помноженная на эгоизм и киббуцную раскрепощенность. Если израильтянин оправляет нужду в публичном месте, значит, как он считает, виноваты правительство, местные власти, кто угодно, кто не предусмотрел такую ситуацию и не установил здесь общественный туалет.
Израильская «хуцпа» нередко приобретает уродливые формы. Но временами дает блестящие результаты в бизнесе, науке, высоких технологиях. Дерзость и пренебрежение к правилам помогают снять шоры с глаз и удивить мир новой технологией или новой услугой.
Разница в менталитете видна во многих вещах. Возьмите, хотя бы, борьбу с террором. Это сегодня как никогда актуально в Европе. Кровавые теракты в Финляндии, Испании, Франции, Бельгии, Великобритании. Я не могу себе представить, чтобы в Израиле реакцией на теракт был концерт, в ходе которого толпа, держась за руки, скандировала бы «террор не пройдет», или «не дадим ненависти победить». Мы не даем нашим политикам отделываться пустой болтовней. За каждым терактом неотвратимо следует возмездие. Мы не беремся за руки, потому что мы и без этого достаточно едины в борьбе с исламской кровожадностью. Мы бомбим объекты террора, проводим аресты, сносим дома террористов, конфискуем террористические деньги. И нарушаем правила. Административный арест без суда и следствия, снос домов террористов – это коллективная ответственность, а целенаправленные проверки людей с арабской внешностью – вообще расизм. А нам хоть бы хны. Это наша «хуцпа». Если та или иная мера дает результаты, то мы меняем (или отменяем) правила.
Как парадно, как артистично смотрелся король Испании Фелипе Шестой де Бурбон в Барселоне. После произнесения дежурных фраз типа «Террор не пройдет», «Ислам религия мира» и «Не дадим ненависти победить», тысячи испанцев и гостей города начали громко аплодировать. Неужели у них действительно появилось ощущение победы? Они победили террор? Мясники Исламского государства устрашились их решительного «Но пасаран»? Что это? Наивность? Потеря инстинкта самосохранения?
Европа все еще живет по старым правилам. Мэр Лондона Садик Хан так и сказал: «Террор — это неотъемлемая часть жизни современного мегаполиса». То есть, с ним даже бороться не стоит. Это как дорожные аварии, которые постоянно взимают кровавую мзду. Помните старинные легенды про дракона, который приходил раз в год, чтобы забрать самую красивую девушку? Которую, кстати, добрые бюргеры приводили ему сами. Примерно так предлагает относиться к террористическим атакам первый в истории британской столицы мэр-мусульманин.
Мог бы Израиль просуществовать почти 70 лет, если бы изначально придерживался концепции Садик Хана? Могли бы европейские политики провести операцию Энтеббе или разбомбить иракский реактор? Ответы на эти вопросы очевидны. Поэтому после того, как сидящий внутри меня европеец высказал свое глубокое возмущение поведением Юдале, подал голос и мой внутренний израильтянин. «С каких это пор мы за «цырлих-манирлих»? – спросил он. – Жизнь заставляет нарушать правила. Даже если все вокруг скажут: «Фе». И проголосуют против тебя». Вот такое эскимо получается.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.