Арик Эльман - политолог/Специально для газеты "Эхо"/Израиль
Как все может измениться за один год. Всего год назад Израиль и сторонники Еврейского государства в США еще приходили в себя после двойного удара администрации Обамы – сначала организация позорного голосования в Совете Безопасности ООН, где «воздержание» американской делегации позволило провести резолюцию, объявившую Иудею, Самарию и Иерусалим не имеющими никакого отношения к еврейскому народу и потребовавшую от стран-членов ООН бойкотировать евреев, проживающих на этих территориях, а затем заключительная речь Джона Керри в его роли государственного секретаря США, в которой этот друг Израиля потребовал от нас передать охрану прав израильских арабов Организации Освобождения Палестины, а Иерусалим – под совместный контроль «трех религий».
В эти непростые дни конца 2016 года многие опасались, что, несмотря на обещания новоизбранного президента Трампа похоронить все это наследие Обамы, столь серьезный ущерб международному престижу Израиля не останется без последствий. Мало кто верил, что Трамп действительно выполнит свои обещания, в особенности с учетом того, что американское либеральное еврейство голосовало против него в рекордной пропорции. Год обещал быть очень непростым для израильской дипломатии.
Сегодня, когда 2017 год ушел в историю, мы должны признать – кто с удивлением, кто с удовлетворением – что он был самым лучшим для положения Израиля на международной арене как минимум за последние двадцать пять лет, и на этот раз, чтобы приобретать друзей и оказывать влияние на события, нам не пришлось, как в 1993 году, подписывать мирные соглашения с кучкой бандитов. Оказалось, что и без «мирного процесса», вне зависимости от доброй воли палестинцев, без территориальных уступок и опасных компромиссов Израиль может расширять сферу своих международных контактов, завязывать взаимовыгодные двусторонние связи и даже оказывать влияние на позиции дружественных ему государств в международных организациях.
Ключевым элементом тут стала, вне всякого сомнения, безоговорочная поддержка американского президента. Самовлюбленный нарцисс Барак Обама расценивал свой визит в Израиль как огромное одолжение ненавистному Нетаниягу и заставил нас расплатиться за оказанную честь «примирением» со своим другом Эрдоганом (вскоре Эрдоган разочаровал Обаму, но дело уже было сделано). Дональд Трамп сделал Иерусалим одной из первых остановок своего первого заграничного турне, не потребовав ничего взамен – просто для того, чтобы продемонстрировать свое отношение к Израилю. Администрация Обамы не упускала ни одного случая, чтобы публично осудить действия Израиля, прочитать нам лекцию, призвать нас к порядку. Администрация Трампа жестко реализует обещанный президентом принцип – никаких публичных разногласий с главным и самым надежным союзником США на Ближнем Востоке. Обаму в Израиле представляли люди, имевшие четкую позицию по израильской внешней и внутренней политике, и эта позиция была между партией МЕРЕЦ и редколлегией газеты «Хаарец». Трампа представляют в регионе люди, совмещающие верность национальным интересам США с уважением к демократическому выбору израильских граждан.
Именно эта новая атмосфера «сердечного согласия», больше даже, чем конкретные шаги Трампа – декларация о признании Иерусалима столицей Израиля, выход из ЮНЕСКО, жесткая про-израильская позиция в ООН, критика и угрозы в адрес палестинского руководства, прекращение умиротворения Ирана – сыграла важную роль в формировании позитивного для Израиля международного климата. В Африке и Восточной Европе, в эмиратах Персидского залива и Латинской Америке лидеры осознали, что дружба с Израилем вновь стала хорошей визитной карточкой в Вашингтоне, и что хорошие отношения с израильским премьером могут позитивно сказаться и на связях с непредсказуемым, эмоциональным американским президентом.
Надо отдать должное Биньямину Нетаниягу – на фоне расследований против него и конфликтов внутри коалиции своими действиями на международной арене он вновь напомнил тем, кто за него голосовал, почему им не стоит от него отказываться. Нетаниягу совершил рекордное количество зарубежных визитов, встретился с десятками лидеров и министров иностранных дел, и главное – умело управлял отношениями с Трампом, вовремя останавливая слишком восторженных партнеров справа, которые уже решили, что в Белом доме сидит Мессия. Даже те, кто на дух не переносит премьера, вынуждены были признать – у Государства Израиль сегодня нет лучшего мастера этой игры. Популярность Нетаниягу в опросах, на фоне грозящих ему обвинительных заключений, держится сегодня, пожалуй, только на этом.
Несмотря на демарши арабско-мусульманского блока и их европейских союзников в ООН, Израиль встретил 2018 год на пике своей глобальной мощи. Помимо экономических и дипломатических дивидендов, это дает нашей стране дополнительный сдерживающий потенциал – как против палестинского террора, так и в первую очередь против главной, если не единственной сегодня стратегической угрозы существованию Израиля. Иран, почти реализовавший уже свою цель – создание плацдарма для агрессии на израильской границе в Сирии – тоже понимает, что сдерживать израильское возмездие сегодня никто не будет. Ничто так не успокаивает агрессора, как гарантия ответа. То, что конец года ознаменовался в Иране протестами, по масштабам напоминающими «зеленую революцию» восьмилетней давности, не может не радовать. Хочется верить, что, оставшись без своего главного умиротворителя в Белом доме, иранский режим не сможет столь же эффективно раздавить стремление своего народа к нормальной жизни. Это был бы лучший новогодний подарок и иранцам, и нам, и всему Ближнему Востоку, да и всей планете.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.