Цви Зильбер
В День памяти жертв Холокоста и героизма в Америке было опубликовано социологическое исследование, проведенное институтом Schoen Consulting. В нем приняло участие 1300 респондентов, которые являются репрезентативной выборкой, поэтому статистическая погрешность не превышает трех процентов. Главный вывод социологов прост и лаконичен: Холокост медленно, но верно предается забвению. По крайней мере в США, где проводился опрос.
31% американцев считают, что в Холокосте погибло менее 2 миллионов человек. 41% затруднились сказать, что такое Аушвиц (или Освенцим). 52% верят, что Гитлер силой захватил власть в Германии.
Но это только одна сторона проблемы. Отдельной выборкой социологи взяли возрастную группу от 18 до 34 лет. Они называют их «миллениалс», то есть рожденные в конце прошлого тысячелетия. Их в общей выборке было чуть менее трети. Так вот, в этой группе результаты еще более выразительные.
41% «миллениалс» считают, что в Холокосте погибло менее 2 миллионов человек. 66%, то есть две трети, затруднились сказать, что такое Аушвиц (или Освенцим).
Следует отметить, что в США нет проблем с отрицанием Холокоста. 96% респондентов заявили, что это исторический факт, а 93% - что Холокост должен быть частью школьной программы по истории.
По данным организации «Клеймс конференс», сегодня в мире есть 400 тысяч переживших Холокост. Сегодня эти люди в солидном возрасте, ведь после войны прошло уже 73 года. И, несмотря на все музеи, мемориалы, митинги памяти с вечным «No more», Холокост стирается из массового сознания. Что, на мой взгляд, очень плачевно для всего человечества.
Ну, это Америка, скажете вы. Действительно, американцы довольно ограничены в своем кругозоре. Вещи, которые происходили за пределами их страны, находятся за полями их интереса. Холокост происходил за тысячи миль в далекой Европе, а великая Америка победила Гитлера и освободила выживших из концлагерей. Может быть, в Европе ситуация качественно отличается?
Конечно, было бы очень интересно провести такое же исследование в европейских странах, включая бывший советский блок, ведь в социалистических странах до конца 80-х годов Холокост всячески замалчивался, сама тема была табуированной.
В последние годы мы все чаще слышим из Европы призывы перестать каяться за Холокост. Причем, звучат они преимущественно не из Германии. Марин Ле Пен, лидер Национального фронта и кандидат в президенты Франции, заявила, что французы не несут ответственность за отправку евреев в лагеря смерти, что мешает ее шовинистической натуре гордиться великим прошлым. Нужно вычеркнуть неудобный момент из истории, и через пару лет никто и не вспомнит. Конечно, красивые эстетичные французы все были в сопротивлении, они были героями и патриотами, победившими Гитлера. Красивая сказка, но очень далекая от действительности. Конечно, основная доля вины лежит на немцах, но и долю французских коллаборационистов нельзя сбрасывать со счетов.
Был еще режим Виши, который тоже мил сердцу Марин Ле Пен. Национальный фронт, основанный ее отцом, идеологически очень близок вишистам, да и Жан-Мари Ле Пен никогда особо не скрывал свои антисемитские взгляды, в его послужном списке даже попытки отрицания Холокоста.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, которого последние выборы сделали настоящим любимцем всей нации, тоже считает, что пришло время сбросить с венгерского народа тяжесть вины за Холокост. А ведь Венгрия не была оккупирована, она сохраняла суверенитет, хотя и была сателлитом Гитлера. Тем не менее, Холокост творился руками венгерской власти, причем настолько эффективно, что туда переправляли для уничтожения евреев из соседних стран.
Ну и, конечно, польский закон о Холокосте. Во время Марша жизни в День памяти жертв Холокоста и героизма кто-то из участников решил устроить провокацию и вышел с плакатом «польский лагерь смерти». Впрочем, польские власти никак на это не отреагировали, поскольку механизм действия закона еще не понятен до конца. В нем говорится, судя по объяснениям польских юристов, что на самих переживших Холокост это не распространяется.
А в марте СМИ сообщили о смерти 96-летнего «бухгалтера» лагеря Освенцим Оскара Гренинга. Это последний нацистский преступник, представший перед судом. 3 года назад он был признан виновным в соучастии в убийстве 300 тысяч человек и приговорен к 4 годам тюрьмы. Причем суд настоял, что Гренинг должен отбыть свое наказание, несмотря на преклонный возраст. Но в тюрьму он так и не попал. Кстати, в Освенциме служило 6,5 тысяч эсэсовцев, из них не более 50 предстали перед судом за совершенные преступления. Остальные разбежались по миру и спрятались с переплавленными золотыми зубами в вещмешках.
Думаю, что в Европе проблема та же, что и в США. Не в отрицании Холокоста, ведь в большинстве стран действуют законы, предполагающие за это уголовную ответственность. А забвение. Происходят смена поколений. Молодежь имеет все меньше возможностей пообщаться с теми, кто пережил Холокост. Их остается все меньше. Думаю, никто не будет спорить: ничто не сравнится по силе воздействия с личной беседой. Когда ты видишь перед собой человека, пережившего настоящий ад на земле, вся вина которого состояла в том, что в нем текла еврейская кровь.
Прибавьте к этому социальные сети, которые истерично носятся с каждой бредовой теорией из разряда альтернативной истории. Историческая мода меняется под влиянием самых разных обстоятельств. Включая официальный националистический нарратив, раз уж мы заговорили о молодых государствах Восточной Европы.
Но и это еще не все. Сегодня традиционный европейский антисемитизм, который, тем не менее, испытывал дискомфорт от разговоров о Холокосте, получил серьезную подпитку из стран ислама. Вот где нет никаких ограничений! Волна мигрантов с Востока принесла с собой и «Протоколы», и «Майн кампф», и массу фальшивок арабской пропаганды. Пополнив ряды европейских антисемитам, арабские антисемиты даже не отдают себе отчет, что память о Холокосте является единственным моральным обоснованием их нахождения там. Поэтому когда они с пеной у рта начинают оправдывать Гитлера и опровергать Холокост, им и невдомек, что они пилят сук, на котором сидят. Кстати, европейская правоохранительная система политкорректно избегает принятия мер против исламских отрицателей Холокоста. Что, как минимум, странно.
Память о Холокосте – это один из столпов гуманизма нашего общества. Если его повалить, то это будет уже некая другая цивилизация, которая будет следовать от одного геноцида к другому. Только с более продвинутыми технологиями. Такова цена забвения.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.