Предложение о повышении пенсионного возраста в России, которое прозвучало впервые во время Чемпионата мира по футболу, россияне восприняли негативно, ведь президент Владимир Путин предлагает лишить их важнейшего блага, пишет Bloomberg. Возмущены даже те, кого реформа формально не касается.
Аннексия Россией Крыма в 2014 году способствовала повышению рейтинга Владимира Путина до заоблачных высот. С тех пор он разжигает продолжающийся конфликт в Украине, вмешивается в выборы в Америке и приказывает наносить удары в Сирии от имени режима Асада. За все эти зарубежные авантюры его и дальше поддерживали 87% россиян.
Но эти времена, наверное, подходят к концу, и причина этого находится гораздо ближе к дому. Путин предлагает изменить важнейшее благо, преимущество, лежащее в основе российского общества — закон о государственной пенсии. Его предложение, о котором было объявлено осторожно и незаметно во время проходившего этим летом чемпионата мира по футболу, было воспринято негативно.
В соответствии с законопроектом будет повышен возраст, с которого россияне имеют право на получение пенсионных выплат. Для женщин возраст выхода на пенсию увеличивается на восемь лет и составит 63 года, а для мужчин — на пять лет и составит 65 лет. Американцы, наверное, пожмут плечами, учитывая, что они работают до 66 лет — возраста, в котором они могут претендовать на социальное обеспечение, но в России средняя продолжительность жизни для человека составляет всего 67 лет. А в США — 76 лет (российские женщины живут в среднем до 77 лет, а средняя продолжительность американок составляет 81 год).
Госдума, российский парламент, в июле одобрила законопроект в первом чтении, но для его принятия в ближайшие месяцы должны будут проведены дополнительные чтения. Согласно опросу, проведенному в июле «Левада-центром», около 89% россиян заявили, что они против реформы. Что еще важнее, рейтинг одобрения Путина опустился до 67% — самого низкого уровня с 2012 года, когда в стране прокатилась волна протестов по поводу фальсификации выборов.
Путин со своей партией партия уже подняли шум о необходимости смягчить законопроект. Однако сторонники реформ утверждают, что России нужны перемены и что вопрос повышения эффективности экономики страны по-прежнему не решен, когда это необходимо как никогда. Восстановление экономики страны происходит в недостаточной степени — ее рост в первой половине 2018 года составил всего 1,6%. Пенсионный возраст должен вырасти, заявил в июне премьер-министр Дмитрий Медведев, так как «количество работающих в стране уменьшается, а число пенсионеров растет». Более того, нынешний пенсионный возраст в России самый низкий в Европе.
Последствия такой всеобщей реформы, вероятно, будут разными в зависимости от региона. Если нынешний законопроект станет законом, в самых неблагополучных районах некоторые российские мужчины могут так и не дождаться своих пенсий. Одним из таких мест является Новгородская область, расположенная на северо-западе России. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет здесь 64 года — одна из самых низких в стране.
Экономика здесь так и не восстановилась после распада Советского Союза. Административный центр, Великий Новгород, расположен на реке Волхов в 100 милях к югу от Санкт-Петербурга. В Средние века он был центром Новгородской республики, а также входил в состав германского Ганзейского союза. В наши дни, это — захолустный город с многочисленными церквями и разваливающимися многоквартирными домами.
Прогуливаясь по Западному кладбищу, замечаешь, как мало местных мужчин доживают до старости. Легко найти могилы молодых людей, погибших в авариях, войнах или бандитских разборках — на многих видны надгробные надписи о «трагически оборвавшейся жизни». Остальные обычно умирают в возрасте около 62 лет. Так или иначе, могилы мужчин, проживших больше 70 лет, найти довольно трудно.
Николай Новичков, который когда-то был советником губернатора области, считает, что виной всему «гравитационное притяжение Петербурга», который привлекает молодых, более образованных местных жителей. По словам Новичкова, российских мужчин убивают не только алкоголизм и другие привычки, вредные для здоровья, но и своего рода духовная опустошенность. «Люди там, можно сказать, потеряли веру в светлое будущее», — говорит он.
Лариса Ковалева — жизнерадостная женщина с беззубой улыбкой. Она называет себя жертвой перестройки, неудачной попытки Михаила Горбачева перестроить советскую экономику в конце 1980-х годов. Она выросла в Новгороде и сразу после окончания школы устроилась работать работу на оборонный завод, когда все рухнуло. Завод закрылся, и на протяжении следующих 17 лет она проработала поваром на фабрике удобрений, после чего, в 2009 году, устроилась на работу кондуктором автобуса. С тех пор она и работает кондуктором, сейчас ей 47 лет.
При упоминании пенсионной реформы она начинает плакать. «Моей зарплаты не хватает даже на то, чтобы вставить зубы, — говорит Лариса. — Я думала, что потерплю еще восемь лет и вставлю челюсть, но теперь мне придется ждать 16 лет. Я столько не проживу». Она получает около 330 долларов в месяц, половину из которых уходит на квартплату. Она содержит двух взрослых детей и своего гражданского мужа — все они безработные. «Без пенсии я никогда не смогу из этого выкарабкаться», — говорит Ковалева.
Опасения Ковалевой говорят о многом — дело не в пенсии, а в деньгах. Пенсионеры продолжают работать, иногда увеличивая свой доход в два раза и, тем самым, обеспечивают себе возможность тратить деньги (например, на новые зубы), чего они не могли бы себе позволить до достижения пенсионного возраста.
48-летняя Татьяна Малькова руководит небольшой фирмой, занимающейся недвижимостью и рекламой, но, по ее словам, ее основная работа — присматривать за четырьмя внуками. Она объясняет это тем, что она нужна своим взрослым дочерям, которые без ее помощи не смогут работать. Из-за повышения пенсионного возраста для женщин все это, видимо, закончится. «Люди не смогут позволить себе нанимать няню, — говорит Малькова, учитывая, что на это уходит в среднем 160 долларов в месяц. — Если бабушкам придется работать, дети станут „сиротами"».
Малькова с нетерпением ждала, как через семь лет уйдет на пенсию. По новому закону ей придется проработать еще 15 лет. «Для многих людей это — последняя капля», — говорит она.
Возмущены даже те россияне, которых планируемая реформа не касается. 71-летняя Капитолина Гавриленко на пенсии уже несколько лет. Однако она беспокоится, сможет ли ее дочь когда-нибудь заботиться о своих внуках, как это делает сейчас Гавриленко. Ее муж, Иван Сучков, начинает сильно нервничать, когда гость спрашивает о пенсионном законопроекте. «Весь газ и нефть, которые мы экспортируем — ведь мы от этого ничего не получаем, — говорит он. — Мы могли бы жить, как Кувейт, и люди могли бы иметь гарантированный доход».
Он также предлагает обуздать внешнеполитический авантюризм Кремля. «Они показывают по Центральному телевидению эти объявления, призывая людей присылать деньги на операцию для ребенка, — возмущается Сучков. — Да один ракетный выстрел в Сирии стоит столько же, сколько эта операция. Неужели им не стыдно?»
Возможно, чувствуя неловкость, Путин недавно подверг критике законопроект собственного правительства. 70-летний Сучков считает это уловкой и предсказывает, что президент «подключится» в последнюю минуту, чтобы сделать уступку — уменьшить предлагаемый пенсионный возраст или продлить переходный период. «В конечном итоге народ это проглотит, и выйдет так, что он не виноват», — говорит он.
Но он признает, что в любом случае они с женой не пострадают. «Нам здесь не за что бороться, — говорит Сучков. — Но я говорю молодым: „Если вы не хотите протестовать, если вы не голосуете на выборах, то чего тогда вы ждете?"»
Одному из этих молодых россиян, студенту юридического факультета Кириллу Бродскому, подсказки не нужны. Он возглавляет новгородское отделение «Партии будущего», как теперь называется незаконная оппозиционная партия Алексея Навального. Бродский заявил, что в городе против пенсионной реформы уже прошли три акции протеста, в которых приняли участие представители либеральной партии «Яблоко» и КПРФ, многих из которых ждет мрачное будущее.
«Здесь у них единственная перспектива — устроиться на химический завод, потом в 40 лет заболеть раком и вскоре после этого закончить свою жизнь», — говорит Бродский.
Законопроект о пенсионной реформе также выявил прежде бывшие незаметными разногласия среди сторонников Путина, составлявших основу его поддержки. Сергей Железняк, высокопоставленный чиновник правящей партии «Единая Россия», был вынужден уйти в отставку после того, как он не явился на голосование в Думе, когда законопроект рассматривался в первом чтении. В Пскове, центре соседней с Новгородской области, местное отделение КПРФ выступило с призывом к отставке Путина — что сделали и коммунисты в ряде других регионов.
«Единая Россия» поддерживает инициативу по реформированию пенсионной системы, но и на мнение оппозиции реагирует. Депутат Госдумы Андрей Макаров публично заявил, что предлагаемый пенсионный возраст слишком велик. Пока же другие члены Госдумы обсуждают поправки к законопроекту в преддверии всенародных местных выборов, которые состоятся девятого сентября.
В Новгороде руководитель местного отделения партии «Единая Россия» Елена Писарева сообщила, что собирает предлагаемые поправки в новый законопроект — например, увеличение продолжительности переходного периода, улучшение медицинского обслуживания людей, которые немного моложе предлагаемого пенсионного возраста, и расширение перечня профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию.
Эти «счастливые» профессии в большинстве своем связаны с государственными силовыми структурами. Работники спецслужб и прокуратуры, военнослужащие и им подобные могут уходить в отставку в 40 лет с небольшим. По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, вместе с представителями некоторых других профессий, таких как горнодобывающая промышленность, они составляют около 25% российских пенсионеров. И предлагаемая реформа их не коснется.
52-летний Александр Михайлов — бывший прокурор. Он вышел на пенсию в 45 лет, и его нынешняя пенсия составляет 450 долларов в месяц, что намного выше средней. Однако он против реформы, которую он считает «попыткой правительства скрыть свою управленческую некомпетентность».
Его жена Елена — депутат новгородского городского совета. Когда-то она была членом «Единой России», а теперь ни к какой партии не принадлежит. По ее словам, когда она приезжает к местным жителям, все, с кем она встречается, выступают против законопроекта. Но в предлагаемой реформе, говорит она, люди все равно сразу же обвиняют своих местных политиков, а не Думу или Путина, во всяком случае — пока.
«Как это всегда было в России, царь-то хороший, но министры у него отвратительные», — говорит она.
Леонид Рагозин (Leonid Ragozin)
Bloomberg, США/Иносми
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.