Судя по всему, на данном этапе Израиль предпочитает терпеть ХАМАС по соседству, нежели столкнуться с «новым неизвестным дьяволом» или же брать ответственность за будущее сектора
На протяжении уже нескольких месяцев продолжается противостояние с ХАМАСом. Они воплощается в различные формы: от так называемого «Марша возвращения» с толпами людей у границы Газы до запуска горящих воздушных змеев, проводящим к массовым пожарам на границе и наносящим огромный ущерб окружающей среде. Израиль отвечает на эти провокации бомбардировками сектора, и противостояние приобретает характер непрекращающегося цикла насилия, то затихающего, то разгорающегося с новой силой. В общем и целом эта ситуация продолжается уже десятки лет, и выхода из создавшегося тупика пока что не видно. Бесконечное напряжение сопровождается атмосферой в обществе, с сиренами воздушной тревоги и постоянным бегством людей в бомбоубежища и подвалы. Это создает нестерпимую ситуацию постоянного страха, разочарования и тревоги в обществе, которое требует от властей решительных действий в отношении террористической организации, превратившей страну в заложника. Одновременно это усиливает ненависть к противнику, которого министр обороны назвал «группкой каннибалов».
Что в реальности может сделать руководство Израиля? Главный вопрос, с которым неизбежно сталкивается любое правительство, заключается в том, что будет после свержения режима ХАМАСа. Очевидно, в этой ситуации образуется вакуум власти, и совершенно непонятно, кто именно его заполнит. Такого мнения придерживается большинство специалистов, с которыми побеседовали журналисты The Media Line.
Израильское правительство испытывает страх перед тем, какие новые угрозы и опасности могут возникнуть на руинах уничтоженного режима. Более того, следует вопрос: если Израиль ликвидирует правящий режим в секторе, то не потеряет ли он возможности эффективно осуществлять полицейские функции в Газе? Более того, на данный момент Израиль может возложить ответственность за любые провокации на ХАМАС и каким-то образом обуздать его лидеров. Что произойдет в случае, если власть этой группировки будет свергнута, никто не знает.
Если Израиль, действительно, располагает банком стратегических целей в Газе, то почему подверг их бомбардировке только сейчас?
«Предполагается, что целесообразнее оставить ХАМАСу его командную структуру, чем полностью уничтожить ее», - говорит д-р Эран Лерман, сотрудник колледжа «Шалем» и вице-президент Института стратегических исследований в Иерусалиме. Лерман, полковник в отставке, полагает, что Израиль сознательно не разрушает командную структуру ХАМАСа, чтобы последнему было, что терять. Кроме того, в Израиле опасаются, что в случае уничтожения руководящего звена группировки и ее центров, она распадется или будет свергнута другой конкурирующей структурой, представляющей еще большую опасность нашей стране.
По мнению Лермана, нежелание Израиля свергать ХАМАС вызвано также стремлением избежать полномасштабного вторжения в Газу и ее последующей оккупации. Такая оккупация станет очень тяжелым политическим и экономическим бременем для нашей страны, приведет к массированному давлению на официальный Иерусалим и будет сопровождаться большими потерями.
Профессор Габриэль Бен-Дор из Хайфского университета считает, что правительство предпочитает использовать свои ресурсы для противостояния Ирану, чья ядерная программа воспринимается, как смертельная угроза стране. В Иерусалиме опасаются, что свержение ХАМАСа укрепит позиции «Исламского джихада» и Народных комитетов сопротивления. Обе эти группировки тесно связаны с Тегераном. В Израиле опасаются также, что крупномасштабная конфронтация отвлечет ЦАХАЛ от фокусирования на региональной экспансии Ирана, прежде всего, в Сирии.
Эксперты по безопасности, с которыми беседовали журналисты The Media Line, едины во мнении, что последние минометные обстрелы Израиля вызваны стремлением ХАМАСа проверить решимость руководства нашей страны.
«Если ХАМАС столь глуп, что готов залезть в пасть ко льву, он может пойти на масштабный конфликт», - считает д-р Лерман. В этом случае, Израиль прибегнет к мощному ответу, который поставит под угрозу будущее правящего здесь режима. Но, по мнению Лермана, главари ХАМАСа не склонны начинать сегодня масштабный конфликт и готовы остановиться у черты, за которой следует неизбежное обострение конфликта.
Все специалисты полагают, что ни одна из сторон на данный момент не заинтересована в масштабном конфликте. Однако вопрос в том, насколько ЦАХАЛ способен удерживать под контролем текущий статус-кво.
По мнению д-ра Данни Тирца, полковника в отставке и сотрудника Центра общественных исследований в Иерусалиме, война с ХАМАСом неизбежна. Что касается потенциальной опции по уничтожению этого режима, то полагает он, «мы не должны этого бояться».
С другой стороны, профессор Бен-Дор утверждает, что наилучший способ обеспечить спокойствие на юге страны является улучшение гуманитарной ситуации в Газе при сохранении давления на режим, чтобы заставить его пойти на демилитаризацию. В сочетании с продвижением израильско-палестинского переговорного процесса, считает он, это должно прорвать замкнутый круг в противостоянии двух сторон.
Джинитзаил Хернандез, The Media line/Новости Недели
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.