- Что представляет собой еврейская жизнь в зоне?
- Есть места, где по договоренности с администрацией общины получили помещение. Например, в одной из колоний Донецкой области в 10 километрах от линии разграничения евреям выделили комнату. Там около 15 заключенных, имеющих еврейские корни, - я отправляю им литературу и атрибутику, которую специально для этих целей выделила синагога на Подоле.
Есть 46-я колония под Ровно, где в свое время я находился и с Б-жьей помощью создал еврейскую общину - там действует импровизированная синагога. Мы передаем туда помощь через директора Ровенского Хеседа Герша Фраермана, но что касается духовной составляющей… иудео-христиане бывают там довольно часто, чего не скажешь о ровенском раввине, которому, вероятно, нет дела до этих людей.
Пытаемся использовать любую возможность, чтобы «дойти до адресата», даже в две колонии на территории ДНР удается что-то передавать через посредников - там 30 осужденных, имеющих еврейские корни. Одна из этих колоний - туберкулезная - на тамошних сидельцев нельзя смотреть без слез. За все отчитываемся до копейки, высылаем тем, кто оказывает содействие, сканкопии чеков, фотоотчеты и т.д.
Было бы лукавством уверять, что все эти люди только и мечтают о том, чтобы окунуться в еврейскую традицию и проводить часы за изучением Торы. Базовые потребности первичны - люди в колониях хотят есть, курить, нуждаются в одежде, обуви и т.д. Но в первую очередь им важно знать, что о них помнят. Один из наших подопечных - пожизненник был шокирован, когда его нашли и стали помогать, - он давно забыл, что значит быть кому-то нужным. Некоторые занимаются изготовлением сувениров и резьбой по дереву, и Фонд принимает посильное участие в реализации их изделий…
- От чего зависит решение «еврейских» проблем в той или иной колонии? Выделение помещения для встреч, возможность соблюдения праздников и т.п.
- Главным образом, от настойчивости извне - самим заключенным договориться с администрацией крайне сложно. Так что все зависит от желания соплеменников со свободы помочь тем, кто сейчас этой свободы лишен. При этом я не устаю повторять, что этим должны заниматься люди, не понаслышке знающие обстановку в колониях. Только тот, кто сам был лишен чего-то, в состоянии понять такого же лишенца.
- Ты ведь не единственный, кто поддерживает евреев-заключенных? Кто еще в Украине активен в этом плане?
- В свое время для этих целей были созданы две общеукраинских структуры - одна под руководством Нохума Тамарина из Житомира, вторая - «Пидьон Швуим», на учредительном съезде которой я присутствовал в 2014 году в Днепре. Не могу сказать, сколь успешно эти структуры помогают евреям-заключенным, но со слов тех, кому помогаем мы, они не получили поддержки куда бы не обращались…
На сегодняшний день все зависит от конкретного человека в конкретном регионе - точно знаю, что в Днепропетровской области этим занимается Элиягу Павлоцкий, в Одессе - рав Вольф, а в Харькове - рав Леви Райцис. Помогает местным колониям и раввин Белой Церкви, а во Львове этим занимается группа волонтеров при Хеседе во главе с Сашей Назаром.
Конечно, хотелось бы почаще видеть раввинов - просто с лекциями. Я сам пошел учиться в иешиву, чтобы иметь возможность ответить на элементарные вопросы.
Кроме того, мы пытается воплотить в жизнь программу дистанционного обучения в местах лишения свободы - за это в Фонде отвечает кандидат филологических наук, преподаватель университета им. Шевченко. Если арабские террористы в израильских тюрьмах могут заочно учиться в университете и получать дипломы, почему этого лишены заключенные в Украине?
- Как складывается жизнь тех, кто недавно вышел на свободу? Сохраняют связи с еврейским миром?
- За всех не скажу, но один ходит в синагогу в Черновцах, другой - в Житомире, кто-то поддерживает связь с общинами в своих городах. Конечно, эти люди требуют реабилитации и социальной адаптации, и не столько физической, сколько моральной и духовной. У нас есть такая программа, но ее реализация - дело отдаленного будущего…
Беседовал Александр Файнштейн
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.